Июнь, 2017
Роль России в межцивилизационном диалоге
133
общество к предотвращению дальнейшего вытеснения христиан с
Ближнего Востока - родины христианства. Они выступили за дости-
жение в этом регионе гражданского мира и скоординированные дей-
ствия в борьбе с терроризмом. Симптоматично прозвучал и призыв
к молитве о недопущении новой мировой войны.
Гаванское заявление подводит еще к одному важному обстоя-
тельству. Возможное взаимодействие двух церквей на Ближнем
Востоке не может ограничиваться только защитой христиан в
этом регионе. Речь должна идти о задаче более широкого мас-
штаба - о межцивилизационном диалоге с исламом. Для работы на
этом направлении Русская православная церковь подходит идеаль-
но. Она традиционно терпима к другим конфессиям, о чем свиде-
тельствует и история становления Российского государства.
По существу, три раздела гаванского документа были посвящены
ситуации на Украине. Главы двух церквей высказались за общест-
венное согласие, преодоление религиозного раскола и прекраще-
ние конфликта. Принципиально важное значение имеет положение
о том, что метод «униатизма» не является путем к восстановлению
единства. Тем самым фактически была осуждена практика рейдер-
ского захвата греко-католиками православных храмов на Украине.
Представляется, что в этих вопросах Ватиканом были учтены оза-
боченности РПЦ. Неслучайно, что эти положения декларации были
расценены украинскими радикалами, как удар в спину.
Новаторский характер имеют социальные аспекты совместного
документа, в частности тезисы о «несправедливости насаждаемой
системы международных отношений», неравенстве в распределе-
нии земных благ. Эти положения адресованы прежде всего разви-
вающимся странам, в том числе находящимся в Латинской Амери-
ке, на земле которой и проходила встреча двух иерархов. Подобное
социальное послание еще более подчеркнуло политическую значи-
мость встречи в Гаване. При этом был подтвержден политический
авторитет Папы в качестве представителя теологии освобождения.
Конкретные вопросы канонического сотрудничества в Гаване,
судя по всему, не обсуждались. Здесь накопилось много сложностей
и подводных камней. Основные разногласия состоят не столько в
догматических разночтениях, сколько в принципиальных подходах к
философским смыслам материального или духовного целеполагания
земной жизни христиан. Вместе с тем обратил на себя внимание при-
зыв к католикам и православным «учиться жить вместе в мире, люб-