«Международная жизнь»
Евгений Астахов
128
христианским постулатам, Бог не вмешивается в земные процес-
сы, не встает на ту или иную сторону конфликта. Церковь не может
быть частью любого политического проекта. Однако она не должна
отделять себя от общества. Ее задача - объединить всех как в Рос-
сии, так и на всем постсоветском пространстве.
В этой связи мы подходим к сложным процессам, которые проис-
ходят вблизи наших границ. В результате распада СССР вне России
оказались более 25 млн. русских людей. Буквально на следующий
день после беловежских соглашений миллионы людей не по сво-
ей воле превратились в этническое меньшинство в новых странах.
Произошла геополитическая катастрофа, не имеющая аналогов в
мировой истории. Встает вопрос: какую политику следует прово-
дить по отношению к этим людям?
Полемика на этот счет довольно противоречива. Многие годы
в части российской элиты сохранялся «беловежский» подход. Эти
люди, мол, являются частью населения суверенных государств, и
ответственность за их права и судьбы лежит на руководстве новых
стран. Такая «политкорректность» поддерживалась либеральным
крылом российских политиков, которые считали, что прагматиче-
ское отношение к своим соотечественникам демонстрирует победу
над «фантомами империалистического наследия».
Подобный «прагматизм» устраивает и руководство новообра-
зованных государств. Это давало им возможность беспрепятст-
венно решать свои стратегические задачи: укрепление государст-
венности, в том числе закрепление «навечно» прочерченных во
времена СССР административных границ бывших его республик,
силовое распространение «титульного» языка на все - в том чи-
сле русскоязычное - население, его информационная блокада,
ограничение влияния православной церкви, и прежде всего Мо-
сковской патриархии. Эти процессы особенно рельефно проявля-
ются на Украине, где они подчинены главной задаче - подключе-
нию страны к евроатлантической цивилизации с параллельным
ослаблением влияния России. Подобная политика характерна и
для ряда других бывших республик СССР. В практическом пла-
не решать проблемы русскоязычного населения на постсоветском
пространстве непросто, даже в случае наличия соответствующей
политической воли «наверху».
Взять, например, тему несоответствия произвольно установлен-
ных границ Российской Федерации и реальных пределов распро-