Стр. 99 - V (1)

Упрощенная HTML-версия

Июнь, 2015
Идеология трудолюбивой нации: Ли КуанЮи уроки...
97
Примечательно в этой связи, что, если проследить историче-
скую эволюцию сингапурского национального самосознания,
можно обнаружить его развитие от безудержной вестернизации до
прославления конфуцианских ценностей как основы грандиозных
успехов Сингапура. Большое внимание данному процессу уделил
в своей книге «Столкновение цивилизаций» Самюэль Хантинг-
тон. Американский политолог отметил: «До поздних 1970-х отно-
шения между непоколебимо антикоммунистическим Сингапуром
и Китайской Народной Республикой оставались прохладными, а
Ли Куан Ю и другие лидеры Сингапура с презрением относились
к отсталому Китаю. Однако когда в 1980-х начался резкий эконо-
мический взлет Китая, Сингапур начал ориентироваться на мате-
рик, используя классическую тактику «подстраивания». К 1992 году
Сингапур вложил в Китай 1,9 млрд. долларов… Ли стал горячим
сторонником экономического развития Китая и поклонником его
мощи. «Китай, - заявил он в 1993 году, - это место, где разворачива-
ется бурная деятельность». Сингапурские зарубежные инвестиции,
которые до этого были сконцентрированы в основном в Малайзии и
Индонезии, потекли в Китай»
28
.
Пока Китай был слаб, пока его сотрясала «культурная револю-
ция», в начальный период построения молодого государства Ли
Куан Ю ориентировался только на Запад. Модернизация эконо-
мики должна была произойти посредством модернизации культу-
ры. Сингапурцы должны были стать вестернизированными жите-
лями Азиатского региона. Поэтому уместно сравнить Ли Куан Ю
с такими великими лидерами модернизации, как Петр I в России
и Мустафа Кемаль Ататюрк в Турции, которые так же не мысли-
ли социально-экономического прогресса, модернизации без из-
менений в области культуры. И только с ростом экономических
успехов Китайской Народной Республики в Сингапуре заговори-
ли об азиатских, конфуцианских ценностях.
РОЛЬ ЛИЧНОСТИ В ИСТОРИИ И ДИЛЕММА
ПЕРЕДАЧИ ВЛАСТИ
Уход Ли Куан Ю из жизни снова ставит один из вечных вопро-
сов истории - вопрос о роли личности в социальном процессе.