Стр. 55 - V (1)

Упрощенная HTML-версия

Июнь, 2015
Особенности института публичной дипломатии в России
53
рование соответствующего своим национальным интересам образа
собственной внешней политики.
Без опоры на общественное мнение государство не может успеш-
но противостоять вызовам своего окружения. Как подчеркивает
американский исследователь Дж.Фишер, «совсем недостаточно
быть уверенным в том, что ваши коллеги-дипломаты за рубежом
понимают политику вашей страны. Ее должна понять обществен-
ность, влияющая на политику своего министерства иностранных
дел»
17
. Любые усилия страны, в том числе и России, в области пу-
бличной дипломатии - это «целенаправленное формирование обще-
ственного мнения за рубежом, с тем чтобы оно поддерживало внеш-
нюю политику целиком и полностью»
18
. Публичная дипломатия
обладает значительным потенциалом и нацелена на «открытый ди-
алог, сопоставление позиций, создание благоприятного климата для
развития международного взаимообмена»
19
.
Проблема оказания влияния - одна из ключевых во внешней по-
литике любого государства. Оказывать влияние можно с помощью
«жестких» ресурсов, которые служат принуждению, и «мягких»
ресурсов, которые опираются на убеждение. Концепция «мягкой
силы» приобрела особую популярность среди политиков и иссле-
дователей международных отношений, поскольку утверждает, что
добиться желаемых результатов можно через силу собственной при-
влекательности, а не через опору на угрозы или принуждение.
Действительно, принудительные меры часто сопровождаются на-
силием и сопротивлением этому насилию, что ведет к конфликтам
и войнам. Более того, в современных условиях взаимозависимости
политических и экономических процессов принуждение с большей
долей вероятности может обернуться против того, кто его применя-
ет. Поэтому актуальным вопросом мировой политики по-прежнему
остается проблема оказания влияния без принуждения, используя
иные «мягкие» методы воздействия.
«Мягкая сила», безусловно, должна быть активным ресурсом в
арсенале влияния любого государства, которое имеет долгосрочные
внешнеполитические цели, будь то упрочнение собственного влия-
ния в мире, или проникновение на новые рынки, или обеспечение
стабильных внешних условий для внутреннего развития. «Мягкая
сила», особенно когда речь заходит об образовании, предполагает
выстраивание прочных отношений на уровне обществ, которые мо-
гут стать хорошей основой для любых политических контактов в