Стр. 161 - V (1)

Упрощенная HTML-версия

Июнь, 2015
Стратегия войны и мировой политики
159
По нашему мнению, этот трактат, хотя и посвящен стратегии и
тактике ведения войны, выходит далеко за пределы этой сферы и,
по существу, представляет собой стратегию и тактику руководства
огромными массами людей, управления народами и государствами,
то есть теорию стратегии и тактики в самом широком смысле этого
слова - философию мировой политики.
С древнейших времен этот трактат комментировался различны-
ми учеными Китая, Японии, Кореи и других стран Востока, а также
учеными стран Запада. В частности, в нашей стране он был пере-
веден и подробно прокомментирован выдающимся востоковедом
академиком Н.И.Конрадом, чьи суждения не потеряли своего значе-
ния и по сей день. В комментариях отмечается органическая связь
трактата Сунь-цзы с философскими воззрениями Древнего Китая.
Прежде всего речь идет о пяти основных стихиях, или элементах, о
законе изменений и превращений, о переходе элемента в свою про-
тивоположность и т. д.
Учение о пяти стихиях, или элементах, таких как дерево, огонь,
земля, металл, вода, лежит в основе философского содержания
трактата Сунь-цзы, понимания всех основных категорий, или поня-
тий, стратегии войны: выгода и вред, полнота и пустота, наступле-
ние и оборона, хозяин и гость и другие, а также важнейшие качест-
ва, которыми должен обладать полководец. Как известно, учение о
пяти стихиях не различает материальное и духовное, поскольку они
составляют единое бытие во всем его разнообразии и бесконечно-
сти. Особое внимание уделяется изменениям и превращениям, когда
любое явление, элемент, превращается в свою противоположность,
одно «преодолевает» другое, другое «преодолевается» третьим и
так далее, например дерево порождает огонь, огонь - землю, земля
- металл, металл - воду, вода - дерево, и снова: дерево - огонь и т. д.
Более того, в трактате Сунь-цзы это учение об изменениях и прев-
ращениях обретает характер учения о бесконечном круговороте:
так, кончаются и начинаются снова солнце и луна, умирают и снова
нарождаются времена года. Подобная природа присуща и военной
стратегии: правильный бой и маневр взаимно порождают друг дру-
га, что подобно круговращению.
Возможно, именно в связи с учением о пяти стихиях Сунь-цзы
требует от полководца обладать пятью качествами, такими как
ум, беспристрастность, гуманность, мужество, строгость. При
этом на первом месте стоит ум, поскольку полководец должен