«Международная жизнь»
Константин Долгов
38
Дж.Фредериксон (George Frederickson), в своих исследованиях
показывают, что доктрины превосходства белых в современной
Америке стали даже более очевидными, угрожающе неистовыми,
чем апартеид в Южной Африке. Стоит ли удивляться тому, что
история расизма в Америке постепенно обретает теоретическую
форму обоснования мирового господства Соединенных Штатов, что
постоянно можно слышать из уст первых лиц государства.
Проблема социального неравенства, согласно Н.Хомскому,
исторически не стояла столь остро и изначально была вполне
сопоставима с ситуацией в европейских странах. Все стало меняться
в индустриальную эпоху, и особой остроты, или пика, эта проблема
достигла в 1928 году, когда в Америке началось насильственное
разрушение рабочего движения и уничтожение свободомыслия.
Во времена Великой депрессии проблема неравенства несколько
ослабла, во многом как результат высокой мобилизации труда. Эта
тенденция прослеживалась и в первые послевоенные десятилетия -
в эпоху «регулируемого» капитализма. Последующая эра нео-
либерализма все повернула вспять, приведя к исключительно
высокому уровню неравенства, который, возможно, превосходит пик
1928 года.
Усиление социального неравенства неизбежно вызывало соответ-
ствующие средства обуздания непокорных: заключение в тюрьмы,
определенная система наказаний, которая также расширялась и
углублялась. Так, в настоящее время, согласно статистике, количе-
ство заключенных в пять-десять раз превышает уровень 30-летней
давности. Эти цифры, отмечает Хомский, существенно выше
показателей данных любой развитой европейской страны. Может
быть, и это следует считать «великим» достижением великой
американской свободы и демократии?
Еще одна серьезная проблема Америки, которую рассматривает
Н.Хомский, - это продажа оружия населению. Как отмечает
ученый, данная проблема изначально не имела особого значения
для общества, оружие было необходимо для «совершения двух
основных преступлений в американской истории: контроль
над рабами и уничтожение коренного индейского населения».
Культ оружия возникает позже, в XIX веке, когда производители
оружия создавали и расширяли соответствующий рынок сбыта
всеми возможными способами и средствами, включая разработку
мифологии Дикого Запада. Все попытки как-то ограничить продажу