Май, 2016
            
            
              РоссияиАСЕАНв глобальныхпроизводственныхцепочках
            
            
              65
            
            
              Международная торговля сегодня все чаще рассматри-
            
            
              вается не просто как продажа товаров из одной страны в
            
            
              другую, а как часть глобальных цепочек создания стои-
            
            
              мости. Это результат международной фрагментации про-
            
            
              изводства, когда производственный цикл выходит дале-
            
            
              ко за национальные границы, а про товары говорят, что
            
            
              они, скорее, «сделаны в мире», нежели в конкретной стра-
            
            
              не
            
            
              2
            
            
              . Типичный пример - «iPhone» компании «Apple», ко-
            
            
              торый, хотя и собирается в Китае и вывозится в США,
            
            
              является в большей мере американским товаром - по
            
            
              происхождению стоимости, - чем китайским
            
            
              3
            
            
              . Таких при-
            
            
              меров становится все больше. Неудивительно, что ОЭСР,
            
            
              ВТО и ЮНКТАД в докладе к саммиту «Группы двадцати»
            
            
              2013 года назвали цепочки создания стоимости домини-
            
            
              рующей чертой мировой экономики, которую необходимо
            
            
              серьезно изучать
            
            
              4
            
            
              .
            
            
              Можно ли представить себе, что российские экспорт-
            
            
              ные товары - пусть даже сырьевые - проходят через некую
            
            
              производственную цепочку в других странах АТР и таким
            
            
              образом участвуют в создании более сложных изделий,
            
            
              которые затем экспортируются в страны АСЕАН? Или что
            
            
              страны АСЕАН используют российские товары для про-
            
            
              изводства своего экспорта, например, в Японию, США и
            
            
              страны ЕС? Представить, конечно, можно: в современной
            
            
              экономике это вполне реалистично. Ведь и в продукции
            
            
              «Apple» используется стекло из оксида алюминия (искус-
            
            
              ственного сапфира), поставляемое российским предпри-
            
            
              ятием. Другой вопрос - можно ли получить количествен-
            
            
              ную оценку таких опосредованных торговых связей? Еще
            
            
              недавно это было невозможно, но появление новых баз
            
            
              данных и развитие вычислительной методологии позво-
            
            
              ляют ответить и на этот вопрос в первом приближении.
            
            
              Для анализа глобальных цепочек создания стоимости в
            
            
              последнее время используются межстрановые таблицы «за-
            
            
              траты - выпуск» - усовершенствованные версии межотрасле-
            
            
              вых балансов, предложенных В.Леонтьевым в 1930-х годах
            
            
              и хорошо известных отечественным экономистам. Эти дан-
            
            
              ные не лишены недостатков. Так, невозможно отследить и
            
            
              измерить производственные цепочки на уровне «каждого