«Международная жизнь»
            
            
              Владимир Котляр
            
            
              114
            
            
              вать исследования, которые будут способствовать решению поли-
            
            
              тических задач; 5) вносить вклад в создание международных пра-
            
            
              вил; 6) создавать условия для использования Северного морского
            
            
              пути». Иными словами, Япония, как и некоторые неарктические
            
            
              государства, стремится к интернационализации Арктики. Но пони-
            
            
              мая, что «арктические государства не хотят, чтобы другие игроки
            
            
              вмешивались в их внутренние дела», «Йомиури» призывает к ос-
            
            
              мотрительности и учету этого обстоятельства, чтобы «не вызвать
            
            
              настороженности прибрежных стран».
            
            
              Но на самом деле в настоящее время в Арктике очень мало
            
            
              правовых «неопределенностей», и, следовательно, для конфлик-
            
            
              тов, тем более военных, нет рациональных оснований - они мо-
            
            
              гут быть только искусственно навязаны. Действительно, на сегод-
            
            
              ня «ничейных» или еще не открытых земель в Арктике нет, все
            
            
              сухопутные территории там - на трех континентах и на островах
            
            
              - являются частью территории какого-либо из арктических госу-
            
            
              дарств - России, США, Норвегии, Исландии, Швеции или Фин-
            
            
              ляндии. Но если разграничение территории между арктическими
            
            
              государствами на материках Европы, Азии и Америки произошло
            
            
              в основном еще в далекие прошлые века, то определение стату-
            
            
              са островных территорий в Северном Ледовитом океане было до-
            
            
              стигнуто сравнительно недавно.
            
            
              Все государства Арктики установили границы своих внутрен-
            
            
              них вод и территориального моря, а также своих исключительных
            
            
              экономических зон (ИЭЗ) и континентального шельфа на осно-
            
            
              вании положений Конвенции ООН по морскому праву 1982 года
            
            
              и провели размежевание этих морских пространств в тех случа-
            
            
              ях, когда они перекрывали друг друга. Что касается России, то у
            
            
              СССР/России было два спорных района морских пространств:
            
            
              один - с США и другой - с Норвегией. Размежевание морских про-
            
            
              странств с этими государствами было достигнуто путем заключе-
            
            
              ния соответственно советско-американского договора 1990 года о
            
            
              линии разграничения морских пространств в Чукотском и Берин-
            
            
              говом морях и российско-норвежского договора 2010 года о раз-
            
            
              граничении морских пространств и сотрудничестве в Баренцевом
            
            
              море и Северном Ледовитом океане, ратифицированного Россией
            
            
              в 2011 году.
            
            
              А что касается нежелания США считаться с юрисдикцией Рос-
            
            
              сии в отношении Северного морского пути - видимо, в силу сво-