Стр. 113 - V

Упрощенная HTML-версия

Май, 2016
Арктика - регион мирного развития или противоречий?
107
ждений составляют 12,0665 млрд. тонн нефтяного эквивалента, или
95,3% известных сегодня запасов морских углеводородов в целом,
причем российский шельф является крупнейшим в мире, его сум-
марная площадь составляет 6,5 млн. кв. км (или 20% от общей пло-
щади шельфа стран мира), из которых не менее 4,0-4,4 млн. кв. км
определенно являются перспективными на нефть и газ. В зависимо-
сти от решения проблемы установления внешней границы россий-
ского континентального шельфа за пределами 200 миль в Арктике
суммарная площадь нашего шельфа может увеличиться еще при-
мерно на 1,2 млн. кв. км.
Видимо, конкурентам России было нелегко переварить такое ее
преимущество по минеральным запасам шельфа. Поэтому, когда в со-
ответствии с Конвенцией ООН по морскому праву 1982 года в 2009-
2015 годах Норвегия, Канада, Дания и (вторично) Россия подали за-
явки в Комиссию ООН по границам континентального шельфа на
расширение своего шельфа в Арктике с 200 до 350 морских миль от
исходных линий, от которых отсчитывается ширина территориально-
го моря, оказалось, что заявки Дании и Канады существенным обра-
зом перекрывают границы участка, заявленного Россией.
Но сам факт открытой подготовки и последующего представле-
ния Россией в 2015 году своей пересмотренной заявки на расши-
рение шельфа в Арктике в точном соответствии с международным
правом - Конвенцией 1982 года - выбил почву из-под ног инициа-
торов этой кампании, пытавшихся приписать России намерение
незаконно захватывать участки арктического шельфа в односторон-
нем порядке, и к нынешнему моменту антироссийская кампания
по этому вопросу выдохлась, хотя полностью еще не умерла. В то
же время надо учитывать, что, поскольку одна из целей кампании
заключалась, очевидно, в том, чтобы осложнить обстановку в Ко-
миссии ООН при рассмотрении российской заявки, которое может
занять до 10-15 лет - ведь России надо будет вести переговоры по
разграничению заявленных участков как минимум с Данией и, ско-
рее всего, с Канадой, судя по ее предварительной заявке, а в более
отдаленном будущем, возможно, и с США, - поэтому с приближени-
ем начала рассмотрения российской заявки комиссией эта кампания
вполне может вновь оживиться.
Но еще активнее лидеры ведущих стран НАТО, ЕС и руководи-
тели штаб-квартир этих организаций в качестве другого предлога
для алармистской кампании, которая была инициирована ими от-