Стр. 54 - 01

Упрощенная HTML-версия

«Международная жизнь»
Игорь Денисов
48
ложить, что поначалу существовал лишь довольно общий рамочный
документ, без детальной экспертной проработки и даже примерно-
го ресурсного обеспечения. Состоявшиеся затем многочисленные
экспертные встречи и научные конференции показали разброд мне-
ний и явное желание предугадать, что же имело в виду руководство,
выдвигая эту концепцию, нежели серьезный научный анализ.
Сами китайские эксперты невысоко оценивают общий уровень
научных исследований по внешнеполитической проблематике. «Да-
вайте посмотрим, как много бессмысленных мусорных статей еже-
годно производят ведущие китайские журналы по международным
отношениям. Так можно сразу понять, насколько серьезной являет-
ся для подобных исследований проблема поверхностности и отры-
ва от реальности», - заметил в ходе одной из дискуссий профессор
Университета Цинхуа Чэнь Ци
15
.
Много изъянов имеет внешнеполитическое планирование, по-
прежнему слабой остается межведомственная координация, что,
к примеру, проявилось в инциденте с китайской буровой платфор-
мой «Хайян Шию-981». 1 мая 2014 года Китайская национальная
офшорная нефтяная компания (CNOOC) начала разведку нефти
в районе Южно-Китайского моря (ЮКМ), который Вьетнам отно-
сит к своей эксклюзивной экономической зоне. Однако момент для
начала работ был выбран крайне неудачно, даже если считать, что
размещение платформы преследовало не чисто экономические, а в
первую очередь политические цели (усилить китайские позиции в
территориальных спорах с Вьетнамом).
Анализируя поведение Китая в конфликтах на море, исследова-
тель из австралийского Института международной политики Лоуи
(Lowy Institute for International Policy) Линда Якобсон отмечает отсут-
ствие признаков того, что данные действия «являются частью вели-
кой стратегии Си, которой он следует, чтобы продуманным способом
принудить соседей Китая к выполнению заранее поставленной цели.
Несмотря на имидж Си как сильного лидера, системные проблемы и
разобщенный характер власти оставляют достаточно места для дейст-
вий множества акторов в сфере морской безопасности, которые про-
двигают собственную повестку, особенно в Южно-Китайском море»
16
.
Было вполне ожидаемо на саммите АСЕАН 10-12 мая 2014 года в
столице Мьянмы, что демонстрация китайского суверенитета в спор-
ной акватории не осталась без внимания. Вопрос о ситуации в ЮКМ
и так бы обсуждался, однако повышение «градуса конфронтации»