Стр. 32 - 01

Упрощенная HTML-версия

«Международная жизнь»
Владимир Анненков, Леонид Кононов, Юрий Фокин
26
Разработка единых методических материалов по обучению не-
зависимых экспертов (учебники, учебные пособия, курсы лекций,
методики обучения) является непременным условием становления
единого образовательного пространства. Обучение на основе еди-
ного методического подхода и единых учебных программ сблизит
позиции выпускников образовательных центров. Это должно при-
вести к получению близких оценок явлений и событий различными
экспертами в сфере международных ядерных отношений и сущест-
венно затруднит использование двойных стандартов в ядерной гео-
политике государств.
В основе методического обеспечения учебного процесса долж-
на стать теория ядерного мира и ядерной геополитики, а также
современная теория международных отношений, которые должны
явиться основой для обоснованных действий при решении гло-
бальных ядерных проблем. Теории должны представлять собой
системные знания о глобальных процессах в сфере международ-
ных ядерных отношений, трансформациях глобальных и регио-
нальных ядерных угроз, ядерной геополитике государств и их ко-
алиций, о деятельности международных организаций в ядерной
сфере. В их рамках должны быть разработаны методы междуна-
родной оценки деятельности государств в ядерной сфере, перспек-
тивные формы международного сотрудничества в ядерной сфере,
совокупность мероприятий по устранению или снижению уровня
современных ядерных угроз.
В последние годы были предприняты попытки заложить перво-
начальные основы такой теории и в целом эта задача, на наш взгляд,
была достаточно успешно решена. Так, на основе проведенных ис-
следований были разработаны и опубликованы учебник и учебное
пособие
2
, в которых содержатся теоретические основы ядерного
мира и ядерной геополитики его субъектов в современных услови-
ях. Однако надо признать, что разработанные учебные материалы
являются плодом труда лишь нескольких авторов, что для подготов-
ки независимых экспертов недостаточно. Нужны общепризнанные
методические материалы, на основе которых будет строиться обра-
зовательный процесс. Для этого потребуется привлечь к изданию
фундаментальных учебников широкий круг российских и зарубеж-
ных ученых. Учебные материалы с учетом мнений большинства
заинтересованных ученых будут полнее отражать реалии ядерного
мира и найдут широкое признание и применение.