Стр. 190 - 01

Упрощенная HTML-версия

Александр Воронцов
184
«Международная жизнь»
В России поначалу надеялись, что новое
руководство КНДР более решительно пой-
дет на необходимые реформы в стране, но
этого пока не произошло. Россия осуждает
ракетно-ядерные «перформансы» КНДР,
выступает за нераспространение оружия
массового уничтожения. Однако внешне-
политический опыт подсказывает, что, как
только отношения Москвы и Пхеньяна ухуд-
шаются, это неизбежно приводит к умень-
шению роли России в Северо-Восточной
Азии.
Наша страна, по мнению российских экс-
пертов, должна всемерно способствовать
безопасности Северной Кореи, так как
только в условиях отсутствия внешнеполи-
тического и экономического остракизма и
давления КНДР сможет перестать угрожать
ядерным оружием и начать столь необхо-
димую ей «перезагрузку» политики и эко-
номики. России, по мнению отечественных
экспертов, следует последовательно про-
тивостоять попыткам изоляции КНДР и от-
стаивать принцип решения проблем полу-
острова исключительно дипломатическим
путем. России следует также не допускать
того, и это принципиально важно, чтобы ко-
рейские вопросы обсуждались и решались
без ее участия.
Что касается отношений России с Юж-
ной Кореей, то не стоит забывать о том,
что Сеул связан с Вашингтоном союзни-
ческими обязательствами, которым неу-
коснительно следует. Тем не менее Сеул
старается в рамках возможного сохранить
конструктивные отношения с Москвой (в
частности, в вопросе ситуации на Украи-
не), не в последнюю очередь из опасения,
что в случае конфронтации Москва безого-
ворочно перейдет на сторону Пхеньяна.
Дипломатия, и отношения России с двумя
Кореями это подтверждают, - это искусство
возможного. Значительную помощь в раз-
витии и укреплении контактов между стра-
нами-игроками могут оказать экспертные
каналы. В частности, некоторые авторы
монографии принимают активное участие
в научно-экспертных консультациях и дру-
гих мероприятиях «второй дорожки», кото-
рые в условиях отсутствия официальных
отношений КНДР с ведущими странами
Запада играют уникальную в нынешних
международных отношениях роль.
В монографии подчеркивается, что Россия
имеет возможность взаимодействовать
с обоими государствами, способствуя ре-
шению существующих проблем и подтвер-
ждая тем самым свою роль влиятельного
и активного участника переговорного про-
цесса по урегулированию ситуации на Ко-
рейском полуострове. Напомним, что идея
многостороннего диалога и политических
гарантий принадлежит Москве. Авторы
приходят к выводу, что шестисторонний
переговорный процесс с участием КНДР,
Южной Кореи, КНР, США, Японии и России
должен оставаться важнейшим средством
урегулирования проблем Корейского полу-
острова.
В монографии представлен и проанализи-
рован уникальный материал, касающийся
политической и экономической ситуации
в КНДР и Республике Корея с момента со-
здания государств, интересов шести основ-
ных игроков, перспектив сотрудничества в
различных областях. Вместе с этим прихо-
дится отметить, что книга не лишена ряда
неточностей, которые, возможно, стали
следствием некоторой поспешности. Так,
в главе 11-й указывается, что «переговоры
по формуле 2+2» (США - КНР - РК - КНДР),
оставившие Россию «за бортом» обсужде-
ния судьбы Корейского полуострова, нача-
лись в 1994 году, тогда, как известно, эти