Апрель, 2017
Западное измерение ВТС России: от кризиса к переформатированию
89
Штатами, которые остались в силе, так как их отмена стала бы край-
не невыгодна с точки зрения национальных интересов США*.
Пути к дальнейшим технологическим обменам и сотрудничест-
ву с западными странами оказались в значительной степени пере-
крыты, что для развития российской системы ВТС в долгосрочном
плане может иметь негативное значение в виде «утерянных возмож-
ностей». Прежде всего в деле встраивания российских оборонных
компаний в систему международной технологической кооперации,
которая могла бы дать мультипликативный эффект. В новых усло-
виях развития системы технологической и военно-технологической
кооперации ключевыми будут являться вопросы о продолжитель-
ности санкций, способности их минимизации стратегией импорто-
замещения и смены «региональных акцентов» в военном и военно-
техническом сотрудничестве.
ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ И ПОИСК НОВЫХ ПАРТНЕРОВ В АЗИИ
Что касается собственно курса на импортозамещение, то он мо-
жет лишь в определенной степени (возможно, довольно большой,
но явно не в быстрые сроки) способствовать решению проблем,
связанных с заменой на отечественные аналоги образцов военной
техники, ее частей и комплектующих. Это связано в первую очередь
с необходимостью создания новых предприятий, новых производ-
ственных линий и т. п. Так, в разработанных Министерством про-
мышленности и торговли в 2014-2015 годах планах импортозамеще-
ния речь шла главным образом о сокращении импортозависимости
в различных секторах на 50-60% и в ряде случаев ниже
11
.
Но эти планы не подразумевали сведения до нуля кооперации с
зарубежными партнерами, а только ее сокращение с учетом суще-
ствующих рисков. Один из этих рисков состоит в том, что в Россию
из стран Европы импортировалась в основном не конечная военная
продукция, а много комплектующих для техники, а также средства
*
В санкционный список США в 2014 г. не попал «Рособоронэкспорт», с которым у Пентагона был за-
ключен контракт на поставку 63 вертолетов Ми-17 для нужд Афганистана. NASA, которая ввела санк-
ции наряду с Министерством энергетики США, тем не менее сохранила взаимодействие с Россией по
Международной космической станции, поскольку у США в связи с прекращением запуска «Шаттлов»
нет других возможностей отправки астронавтов на орбиту.