«Международная жизнь»
Артур Люкманов, Дарья Ковалева
80
свобод, поскольку ограничения ведут к генерации экстремистских
настроений и, соответственно, росту террористической угрозы. Од-
нако понимания американских коллег в отношении прав и свобод
основаны на неолиберальной западной риторике, в основе которой
постулат о неограниченной свободе слова. Такой свободы слова,
или свободы самовыражения, которая позволяет, например, сжечь
прилюдно священную книгу, причем сделать это так, чтобы все уви-
дели и ужаснулись. То, что тем самым оскорбляются чувства мил-
лионов верующих, нагнетается атмосфера вражды и ненависти, экс-
пертов Запада не очень волнует. Нам твердят: «Если радикальные
идеи не ведут к насилию, то это нормально».
Непонятно одно, говорят ли нам так из невежества или по на-
ивности. Ведь в западных законах и корпоративных правилах ог-
раничения свободы слова сплошь и рядом. В 1919 году один из су-
дей Верховного суда США по делу «Шенк против США» О.Холмс
сказал: «Никакой, даже самый строгий закон, защищающий свобо-
ду слова, не сможет защитить человека, который умышленно крик-
нет «пожар!» в переполненном театре и вызовет панику, давку».
Недавно власти США на федеральном уровне поддержали запрет
на публичные акции «Ку-клукс-клана» по сжиганию крестов, ру-
ководствуясь пониманием того, что они являются «инструментами
терроризма». В Европе такие запреты легализованы через профиль-
ное законодательство о запрете в публичном пространстве «языка
вражды», что признается вполне легитимным для ограничения сво-
боды слова.
В сущности, риторика на тему свободы слова и борьбы с экстре-
мизмом рассчитана сугубо для потребления объектами западной по-
литики, которым в виде контртеррористических даров предлагается
«терминологическая ЗАПАДня» в виде феномена «насильственно-
го экстремизма», не только неосвоенного с международно-право-
вой точки зрения, но и позволяющего жонглировать терминами по
мере необходимости. Ведь, например, в отличие от пропаганды или
оправдания терроризма, криминализированных в национальном
и международном праве, содействие экстремизму и экстремистам
оказывается как бы относящимся к теме свободы слова, где якобы
недопустимы никакие существенные меры противоборства. При
этом западные эксперты сознательно умалчивают то, что и у них
свобода не является некой священной коровой и что она ограничи-
вается рамками закона.