Стр. 69 - V

Упрощенная HTML-версия

Апрель, 2017
АСЕАН: полвека спустя
67
ными структурами в политической, экономической, культурной, гу-
манитарной, антитеррористической и других сферах. С 90-х годов
прошлого столетия, как уже отмечалось, вокруг Ассоциации посте-
пенно сложилась целая система разнопланового сотрудничества, в
котором принимают участие все ведущие страны мира.
Инициатором такого сотрудничества выступала прежде всего сама
АСЕАН. Именно Ассоциация предложила идею создания таких уже
ставших авторитетными международных структур, как Региональный
форум АСЕАН по безопасности (АРФ), система Диалогового парт-
нерства с развитыми государствами, Программа развития Большого
Меконга, сотрудничество в формате «АСЕАН плюс Китай, Япония,
Республика Корея», «АСЕАН плюс Индия», форумы «Азия - Европа»
(АСЕМ). Асеановцы поддержали и приняли активное участие в фор-
мировании и последующей деятельности Восточноазиатского сообще-
ства (ВАС), сыграли заметную роль в налаживании деятельности авто-
ритетной дискуссионной структуры - форума «Азиатско-тихоокеанское
экономическое сотрудничество» (АТЭС). Многие из указанных форма-
тов сотрудничества за время их существования подтвердили свою по-
лезность и достигли высокого уровня функционирования, ввели в пра-
ктику проведение регулярных саммитов.
Характерно, что практически во всех указанных структурах мно-
гостороннего взаимодействия государства - члены АСЕАН выступа-
ют прежде всего в качестве единой региональной группировки, а не
отдельных стран. На практике это означает, что в интересах обеспе-
чения и защиты своих общих интересов государства «десятки» не
только регулярно консультируются между собой, но и предпринима-
ют усилия для того, чтобы заблаговременно выработать единую по-
зицию, которую затем коллективно и поодиночке отстаивают в сво-
их взаимоотношениях с внерегиональными партнерами.
В процессе расширения сферы международного и регионального
сотрудничества, появления новых направлений связей с находящимися
за пределами региона влиятельными международными игроками пе-
ред Ассоциацией встал ряд весьма серьезных вопросов. Прежде всего,
речь шла о том, каким образом десять относительно слабых и пользую-
щихся ограниченным влиянием в мире государств могли, взаимодейст-
вуя с наиболее влиятельными игроками, сохранить тем не менее свою
собственную идентичность, национальную самобытность. Что им надо
было сделать, чтобы не допустить ослабления и «размыва» своей ор-
ганизации, «растворения» ее интересов в контексте более широкого по