Стр. 45 - V

Упрощенная HTML-версия

Апрель, 2017
Кому нужен сильный Генсекретарь ООН?
43
К этому добавилось еще одно немаловажное обстоятельство: по
мнению многих, настал момент в духе гендерного равенства сделать
впервые главой ООН женщину. Прежде их, помнится, никогда не
было даже в числе официальных кандидатов - времена были иные.
И вот весной - осенью 2016 года от стран Восточной и Централь-
ной Европы в многомесячном «забеге» участвовали девять человек,
в том числе, в самом деле, пять женщин. К ним присоединились
еще четверо соискателей из других регионов.
Увы, восточноевропейская группа в ООН, существующая ныне в
мерцательном ритме лишь для сделок по выборам в тот или иной
орган, «пролетела». Страны не смогли или не захотели согласовать
общего кандидата, а те, что вышли на старт (за исключением, по-
жалуй, гендиректора ЮНЕСКО Ирины Боковой из Болгарии), были
малоизвестными широкой публике персонажами.
Как следствие, несколько раундов тайных голосований-прикидок в
Совете Безопасности вывели в лидеры других претендентов, и Анто-
ниу Гутерриш, возглавив гонку, уверенно пришел к финишу первым.
Надо сказать, что процесс отбора и продвижения кандидатов на этот
раз был
необычно открытым
и сопровождался новациями. Прежде у
него не было ни четко определенного во времени графика, ни обяза-
тельства СБ держать ооновский «мирок» и большой мир в курсе того,
как обстоят дела. Большинство членов Генассамблеи (которая как-никак
назначает руководителя ООН) считало себя «молчаливым», ибо было
обречено на пассивную роль - проштамповать решение Совета.
На сей раз председатели СБ и ГА загодя, в декабре 2015 года,
опубликовали совместный призыв выдвигать кандидатов, обрисо-
вали центральные элементы этого процесса, изложили ключевые
критерии для заполнения должности Генсекретаря. После этого ин-
формация об официально заявленных претендентах размещалась
на ооновском сайте, а с апреля 2016 года прошла серия публичных
встреч - «слушания» в Генассамблее, на которых выдвиженцы де-
лали программные заявления, вели диалог с делегациями, предста-
вителями гражданского общества (причем, как знамение времени,
была и прямая трансляция в Интернете).
Все же эти изменения не стоит переоценивать. Пока сдвиги про-
изошли скорее в жанре public relations, нежели в разрезе большой
мировой политики. По сути, все нити по-прежнему сходились в руках
Совета Безопасности. В будущем, видимо, предстоит документально за-
фиксировать некоторые неписаные условия (либо попросту четче сфор-