Апрель, 2017
Североатлантический альянс: бремя Трампа
27
гтоном, чреват серьезными негативными эффектами: эскалаци-
ей кризиса евроинтеграции, потерей опорных точек для будущего
трансатлантического баланса, нарастанием в Европе антиамерикан-
ских настроений и размыванием европейских основ американского
лидерства и глобальной роли.
Совершенно очевидно, что в таком трансатлантическом раскладе
для Европы фактически нет места равного партнера. Нет и самосто-
ятельной партии с Москвой. Преимущество России состоит в том,
что ей не нужно, в ответ на «вызов Трампа», менять правила игры
ни в отношении с американцами, ни с европейцами: нам выставле-
ны «штрафные санкции» за Крым, которые не могут быть приняты.
Поэтому российский интерес читается очень ясно: если админист-
рация Д.Трампа не хочет вкладывать средства в необоснованный
«балтийский» проект усиления еврообороны (против России и за
американский счет); если конфронтация с Россией осложняет до-
стижение Соединенными Штатами своих приоритетных (глобаль-
ных) целей; если Москва предлагает деэскалацию и прагматичное
сближение; если, в конце концов, ЕС хочет отказаться от жесткого
санкционного наследия Клинтон/Обамы - российская сторона была
бы готова поддержать соответствующую программу Вашингтона в
сфере международной и европейской безопасности.
Две темы уже обозначены с обеих сторон - борьба с международ-
ным терроризмом и ИГИЛ и реанимация переговорного процесса в
области контроля над вооружениями. В этой связи Москва по-преж-
нему рассматривает предвыборные лозунги Трампа об «устаревшей»
НАТО не как возможность ослабления трансатлантического союза
(или США, или ЕС), а как некое «окно возможностей», перспективу
нового разворота к сотрудничеству Россия/США/Европа/НАТО в от-
вет на действительные и усиливающиеся вызовы международной
безопасности. Главное - закрыть опасный для Европы «украин-
ский» крен к сдерживанию России, снизить значительно возрос-
шие и совершенно неоправданные взаимные риски, начать движе-
ние к нормализации отношений Россия - Запад, в том числе и в
направлении урегулирования украинского кризиса на основе Мин-
ских соглашений.
Пока политическая динамика превалирует над политическим
анализом и планированием, но уже заметна эмансипация Д.Трампа,
его способность меняться, гибко реагировать, не сдавая позиций.
Центральная установка американской администрации Д.Трампа