Апрель, 2017
Финляндия: 100 лет независимости
159
В сегодняшней Европе этому принципу, хотя с опозданием, на-
чинают следовать. В первую очередь угрофинская страна Венгрия
и ее руководитель Виктор Орбан. Brexit, настроения во Франции,
Голландии, Бельгии все больше схожи с кекконеновской трактовкой
интеграции. Сама Финляндия в этом отношении занимает выжида-
тельную позицию, хотя голоса в поддержку «линии Кекконена» все
слышнее, и этому есть причины.
Эксперты отмечают, что стагнация в экономике нашего соседа,
прекращение роста производительности труда, ухудшение других
показателей во многом объясняются участием Финляндии в зоне
евро. Члены ЕС, сохранившие свою национальную валюту, например
Швеция, демонстрируют более высокие показатели. Об этом еще в
2015 году писал обозреватель «Нью-Йорк таймс» нобелевский лау-
реат Пол Кругман, об этом сегодня пишут экономисты Санкт-Петер-
бургского государственного университета С.Сутырин и И.Нестеров.
Пол Кругман в своем блоге в «Независимой газете» (04.08.2015)
пишет: «Недомогание финской экономики можно объяснить недав-
ним кризисом «Nokia», который оказывает сильное влияние на стра-
ну». Здесь надо пояснить. Концерн «Nokia» был символом «хай-тека»
Финляндии много лет. Созданное с нуля в 1970-х годах ее президен-
том Кари Кайрамо, «лучшим менеджером Европы», направление
по производству мобильных средств связи к 1990-м годам сделало
концерн одним из ведущих поставщиков этой продукции в мире.
«Nokia» успешно развивала масштабные связи и с советскими ор-
ганизациями, участвуя в модернизации и локализации элементной
базы. Когда грянули лихие 90-е и не стало клиринга, то у россий-
ского руководства не нашлось ни ума, ни сил, чтобы сохранить
это важнейшее направление.
Финнам пришлось искать новые рынки и деньги. «Nokia» дока-
питализировала свои активы продажей акций иностранным ком-
паниям, в первую очередь из США. В результате «Microsoft» стал
определять стратегию развития концерна, обещая поддерживать
производство и бренд. Но случилось то, что должно было случить-
ся, когда главой «Nokia» стал представитель «Microsoft» Стивен
Элоп. В отличие от Кайрамо, он рассматривал Россию только как
рынок сбыта, но не партнера по кооперации. Купив в 2014 году
телефонное подразделение «Nokia» за 7,2 млрд. долларов, через
год «Microsoft» списал его активы на 7,6 млрд. долларов и сокра-
тил 7800 рабочих мест
32
. В этой печальной истории о банкротст-