Апрель, 2017
Финляндия: 100 лет независимости
157
• «Советский Союз не стремился и не стремится навязать нам свою
систему… Не наше дело выступать в роли наставника и учить нашего
соседа, какую общественную и экономическую политику ему следова-
ло бы проводить… Мы убедились в том, что сотрудничество с Совет-
ским Союзом не только возможно, но и весьма выгодно для нас»
27
.
• Финны «усвоили старую мудрость о том, насколько глупо посту-
пает страна, которая ищет друзей вдалеке, а врагов по соседству»
28
.
Один из соорганизаторов СБСЕ, посол Советского Союза в Фин-
ляндии (1973-1979 гг.) Владимир Степанов вспоминает: «Прове-
дение Общеевропейского совещания по безопасности и сотруд-
ничеству стало большим стимулом для экономического развития
Финляндии. После него многие страны стали относиться к фин-
нам совершенно по-другому, авторитет Суоми вырос основательно,
страна получила новые возможности для экономического роста и
развития торговых отношений со всем миром. Большую роль при
этом сыграли высокотехнологичные советские заказы на финские
суда, оборудование целлюлозно-бумажной промышленности, элек-
тронику и другую продукцию, конкурентная способность которых
на западных рынках существенно выросла. После совещания Фин-
ляндия вышла на второе место во внешнеторговом обороте Совет-
ского Союза, уступив только Германии».
Сегодня в обстановке тотального недоверия, информационной
войны, возросших военных угроз и «гибридных войн», западных
и антизападных санкций, разрушающих механизмы ВТО, расши-
рения Евразийского экономического союза и неясных перспектив
его отношений с ЕС - этот неполный перечень проблем заставляет
политиков на Востоке и Западе все внимательнее присматривать-
ся к Заключительному акту, к его «трем корзинам»: безопасность,
экономическое и технологическое сотрудничество и сотрудничест-
во в гуманитарных и других областях. Приоритетной задачей яв-
ляется все же «воздерживаться от любых действий, которые могли
бы затруднить мирное урегулирование споров между государства-
ми-участниками».
Пожалуй, единственное слабое место в декларациях СБСЕ состо-
ит именно в их декларативности, в отсутствии конкретных механиз-
мов реализации и контроля, нивелирующих риски невыполнения
договоренностей или причинения ущерба.
Но не будем слишком строги к Великой хартии 1970-х, которой
в условиях холодной войны удалось на годы вперед определить ход