Стр. 71 - V

Упрощенная HTML-версия

Апрель, 2016
Постмайданные перспективы евразийской интеграции
69
гут позаботиться о родителях. Однако здесь не следует забывать о
важности конфессионального фактора, ведь в исламе считается, что
детей должно быть столько, сколько послал Аллах.
Средний возраст в странах ЕС - 39 лет, в России почти такой же
показатель (39,27 года), а вот в республиках ЦА показатели средне-
го возраста населения гораздо ниже. В Кыргызстане, например, он
составляет 26,2 года, а в Таджикистане и вовсе 22,6 года.
При этом, по прогнозам демографов, в первой половине XXI века
рост населения в Центральной Азии продолжится, следовательно,
население будет молодеть. Эта тенденция имеет не только социаль-
но-экономическое, но и политическое измерение.
Как отмечает исследователь Д.Гладстоун, молодежь играла важ-
нейшую роль в политическом насилии на протяжении всей исто-
рии, и наличие «молодежного бугра» (необычно высокой пропор-
ции молодежи в возрасте 15-24 лет в общем взрослом населении)
исторически коррелировало с временами политических кризисов.
Большинство крупных потрясений, включая и важнейшие револю-
ции ХХ века в развивающихся странах, произошли там, где наблю-
дались особо значительные «молодежные бугры» [Коротаев, 2014].
Для примера, в Кыргызстане после 1991 года наблюдается устой-
чивый рост молодого населения. Если в 1999 году в стране насчиты-
валось 818 тыс. человек в возрасте от 20 до 29 лет, то в 2013 году - уже
1144 тыс. человек. Вкупе с невысоким уровнем жизни этот фактор дает
высокие риски политических трансформаций, в том числе и революци-
онного характера.
В Таджикистане и Узбекистане динамика носит аналогичный ха-
рактер, однако политологи не склонны говорить о предпосылках мас-
штабных политических трансформаций. Скорее, прогнозы касаются
возможности смены элит в результате «дворцовых переворотов». Это,
на наш взгляд, вызвано особенностями политических систем этих го-
сударств. Политическая система Кыргызстана гораздо демократич-
ней, чем у соседей, а следовательно, и подвержена большим рискам
трансформаций, как легитимных, так и революционных, аналогич-
ных тем, что уже наблюдались в стране в 2005 и 2010 годах.
Исходя из этого, следует заключить, что Таджикистан, Узбекис-
тан и Кыргызстан жизненно заинтересованы в направлении сво-
ей пассионарной силы в виде молодежи в другие страны. Вопросы
миграционной политики должны стать определяющими для этих
государств, а их эффективное решение возможно на пути евразий-