Апрель, 2016
Постмайданные перспективы евразийской интеграции
55
нии России, даже самые малозначительные и смехотворные (такие,
например, как прекращение военного сотрудничества Канады с Рос-
сией), работают на консолидацию российского общества и поэтому
с удовольствием подхватываются официальными СМИ. Исходя из
этого, санкции воспринимаются, скорее, не как оправданные, а как
логичные, демонстрирующие стремление Запада ослабить Россию
любыми средствами. Тем более что ряд санкций носит персональ-
ный характер и касается олигархов, отношение к которым в России
негативное.
Внешнеполитические эффекты от воссоединения России и Кры-
ма гораздо сложнее. Для перспектив евразийской интеграции было
бы лучше вхождение всей Украины в Таможенный союз, однако
этого достичь не удалось. Постмайданная Украина и Россия по-
прежнему связаны экономически и культурно, однако охлаждения
отношений избежать не получится. Впрочем, скорее всего, этот пе-
риод продлится меньше, чем аналогичный этап российско-грузин-
ских отношений.
Вхождение Крыма в Российскую Федерацию поставило в не-
простое положение руководство республик Центральной Азии,
которые через министерства иностранных дел должны были опре-
делить официальное видение ситуации. В настоящее время Цент-
ральная Азия - это дифференцированный в плане внешнеполити-
ческих ориентаций регион, что, несомненно, сказалось на оценках
событий на Украине.
Туркменистан.
Официальный Ашхабад ожидаемо воздержался
от каких-либо суждений по поводу событий на Украине. Такая по-
зиция подтверждает верность курсу позитивного нейтралитета и
полной незаинтересованности относительно дел других государств,
включая соседей. Эта позиция, похоже, уже стала частью внешне-
политического ландшафта Евразии и не вызывает ни у кого жела-
ния побудить Г.Бердымухамедова изменить ее ввиду полной беспер-
спективности затеи.
Узбекистан.
Наиболее прозападную позицию в крымском вопро-
се занял Узбекистан. МИД этой республики выступил с заявлением,
в котором не упоминается референдум в Крыму, но говорится о «тер-
риториальной неприкосновенности и политической независимости
любого государства». Узбекистан, как отмечается в заявлении, при-
нимая во внимание «вековую близость украинского и русского наро-
дов», выступает за «проведение прямых двусторонних переговоров».