«Международная жизнь»
Михаил Титаренко, Владимир Петровский
38
важность и необходимость налаживания конструктивного диалога
цивилизаций Запада и Востока.
В этой связи уместно помнить, что даже сам автор концепции
«столкновения цивилизаций» отмечал: «В конце двадцатого столе-
тия концепция универсальной цивилизации помогает оправдывать
западное культурное господство над другими обществами и необхо-
димость для этих обществ копировать западные традиции и инсти-
туты. Универсализм - идеология, принятая Западом для противосто-
яния не-западным культурам»
20
.
За несколько десятилетий до С.Хантингтона Лев Гумилев развер-
нуто сформулировал схожую мысль следующим образом: «Исто-
рический опыт показал, что, пока за каждым народом сохранялось
право быть самим собой, объединенная Евразия успешно сдержива-
ла натиск и Западной Европы, и Китая, и мусульман. К сожалению,
в XX веке мы отказались от этой здравой и традиционной для нашей
страны политики и начали руководствоваться европейскими прин-
ципами - пытались всех сделать одинаковыми. А кому хочется быть
похожим на другого? Механический перенос в условия России за-
падноевропейских традиций поведения дал мало хорошего, и это не-
удивительно»
21
.
В течение последнего столетия Россия неоднократно сталки-
валась с серьезными вызовами. В одних случаях она оказывалась
сильно ослабленной, в других - у нее появлялся шанс для пои-
ска новых путей возрождения, собирания заново своего народа и
своих земель. Чтобы преодолеть эти вызовы, народы России по-
несли громадные жертвы. Так было в годы Первой мировой вой-
ны и последовавших затем Октябрьской революции и Граждан-
ской войны. Возникший после революции 1917 года Советский
Союз построил новое мощное государство. В начале 1940-х го-
дов фашистская Германия бросила СССР смертельно опасный
вызов. Народы советской страны, воодушевленные героизмом и
самоотверженностью русского народа, вышли победителями в
Великой Отечественной войне, спасли человечество от фашист-
ской чумы и помогли разгромить японский милитаризм.
На волне эйфории после распада СССР (1991 г.) Запад объя-
вил себя «победителем» и де-факто предъявил России ультиматум.
Один из главных идеологов борьбы с Россией как субъектом миро-
вой истории З.Бжезинский в своих сочинениях подробнейшим обра-
зом излагал претензии и требования Запада к России, формулировал