Стр. 170 - V

Упрощенная HTML-версия

«Международная жизнь»
Светлана Гасратян
168
венность была во многом похожа на турецкий кемализм. Обе идео-
логии противостояли религиозным течениям и влиянию религии на
повседневную жизнь страны. Болезненные внутренние проблемы
двух государств также схожи: проблемы с меньшинствами, чрезмер-
ное влияние армии, которое в Турции обернулось военным переворо-
том. Отношения между государствами ослабли после 1973 года, когда
турки под влиянием арабского нефтяного эмбарго дистанцировались
от Израиля. Охлаждение отношений с Израилем длилось свыше двух
десятилетий. В 1970-1980-х годах антисемитские настроения в Тур-
ции усилились, они звучали в программах некоторых партий.
Главным идеологическим источником антисемитизма в Турции
являлся исламизм, левый антисионизм и правый националистиче-
ский экстремизм. Турецкие аналитики, как правило, были пропа-
лестински и антиизраильски настроенными. К тому же в то время
дебаты по ближневосточному конфликту в Турции часто принимали
антисемитскую окраску.
Согласно исследованиям Тель-Авивского университета, ислам-
ская Партия благосостояния была основным источником антисеми-
тизма в Турции до 1997 года. В то же время в 90-х годах ХХ века
Турция в целом постепенно отступила от большой части политиче-
ского наследия Ататюрка, при этом сохранив 35-тысячную армию.
Атеистическое наследие Ататюрка является, возможно, самым от-
личительным элементом турецкого общества. Ататюрк в течение
15 лет (1923-1938 гг.) реализовывал идеи модернизации, которым
нет аналогов в других странах мусульманского мира.
В период, когда Израиль и Турция находились под руководством
Ицхака Рабина и Тансу Чиллер, соответственно, возникло впечатле-
ние, что западный секуляризм одерживает победу в обоих государ-
ствах. Еще немного - Израиль и Турция займут подобающие места в
стане экономически развитых демократических государств. Турция
стала активно стучаться в двери объединенной Европы. Израиль
наслаждался плодами нормализации отношений с международным
сообществом, что явилось итогом соглашений в Мадриде и Осло.
B то время, когда мусульманский фундаменталист Неджметтин
Эрбакан стал премьер-министром Турции, он говорил об Израиле
как о «вечном враге», «раке в сердце арабского и мусульманского
мира». По его мнению, Израиль стремился подорвать исламскую
веру и уничтожить мусульман. Он критиковал идею «Большого Из-
раиля», простирающегося от Нила до Евфрата, и заявлял о сионист-