Стр. 150 - V

Упрощенная HTML-версия

«Международная жизнь»
Михаил Конаровский
148
и оппозицией. Предмет особой нервозности Пекина - возможность
распространения деструктивного влияния на северо-западные рай-
оны КНР с мусульманским населением (деятельность в СУАР «Ис-
ламского движения Восточного Туркестана»). Повышенное внима-
ние к ситуации в ИРА вызвано и китайской заинтересованностью
в освоении полезных ископаемых страны. Этим же стимулируется
и осторожная позиция Пекина по отношению к талибам. Экономи-
ческие и политические интересы КНР в регионе, в том числе для
реализации идеи «Экономического пояса Шелкового пути», к кото-
рой в какой-либо форме может быть привлечен и Афганистан, не-
избежно подтолкнут Пекин к дальнейшей активизации политики на
афганском направлении. При этом рост ангажированности Китая в
афганских делах позитивно рассматривается как в США, так и Па-
кистане, с которыми налажен конкретный механизм возможных
совместных действий.
Несмотря на активность Вашингтона на афганском направлении,
создается впечатление, что в США стремятся поскорее снять с себя
груз проблем этой страны и в большей мере перебросить их решение
на заинтересованных соседей, а также на Россию. В этом же контекс-
те Вашингтон вырабатывает и алгоритмы своего дальнейшего закре-
пления в Центральной Азии. Помимо двусторонней составляющей,
это давало бы возможность не выпускать из своей орбиты проблема-
тику региона, а также «приглядывать» за действиями там России и
Китая и при случае пытаться противопоставить их друг другу. Имен-
но это имеют в виду и некоторые американские эксперты, прогнози-
руя «снижение американского присутствия и влияния в регионе» и
повышение в нем роли Китая, а также сохранение влияния России
5
.
В связи с этим можно интерпретировать и визит госсекретаря
США Дж.Керри в Центральную Азию в ноябре 2015 года, который
продемонстрировал намерение Вашингтона дать новый импульс по-
литическому взаимодействию с центральноазиатской «пятеркой»
по ключевым региональным вопросам, включая борьбу с террориз-
мом и экстремизмом и содействие в противодействии «возможной
эскалации насилия» с территории ИРА. Для конкретного взаимо-
действия с партнерами был создан и новый формат консультаций на
уровне министров иностранных дел (5+1), который, по сообщени-
ям СМИ, был задуман Вашингтоном в качестве нового инструмен-
та проникновения в Центральную Азию, в частности и для поиска
надежных проамериканских политиков.