Стр. 125 - V

Упрощенная HTML-версия

Апрель, 2016
Наука в Великобритании - диалог с правительством и обществом
123
номасштабного наводнения в Великобритании (2014 и 2015 гг.) и,
наконец, эпидемии лихорадки Эбола в Африке.
Что касается чрезвычайных ситуаций, то я лично много работал
над аварией на Фукусиме и со СМИ. Один случай общения с жур-
налистами запомнился мне особенно хорошо. Я был в студии BBC
и готовился дать интервью в прямом эфире, который смотрели мил-
лионы зрителей. В тот момент, когда я садился на свое место, на
экране появились свежие кадры с Фукусимы, показывающие взрыв
второго реактора. Ведущий посмотрел на меня и сказал: «Когда мы
будем в прямом эфире, вам придется сообщить, что там случилось.
Через пять секунд». Как быть ученым, оказавшимся в подобной си-
туации? Считаю необходимым объяснить, что в данный момент мы
не располагаем точной информацией о происшествии, однако сразу
же после этого нужно подробнее рассказывать, что именно ученым
предстоит выяснить. Общество понимает, что у ученых не всегда
есть готовые ответы, но люди должны быть уверены, что в этом на-
правлении ведется работа.
Постоянное общение ученых с людьми, формирующими тех-
нологическую политику, также весьма важно. В Великобритании
мы сформировали и активно используем ряд содействующих это-
му механизмов. Например, у нас существует Научно-технологи-
ческий фонд (The Foundation for Science and Technology), который
выступает площадкой для диалога между основными участниками
- парламентом, промышленностью, учеными и государственными
служащими. Еще один хороший пример: в парламенте существует
подразделение под названием «Парламентский офис науки и тех-
нологий» (Parliamentary Office of Science and Technology). Эта ор-
ганизация не только занимается анализом, обучением и созданием
новых связей, но и издает печатные материалы, которые рассматри-
вают научные детали, сопряженные с ключевыми вопросами по-
вестки дня.
Другая важная сторона взаимодействия с учеными касается во-
просов эффективной коммуникации научного сообщества и общест-
венности. В зависимости от того, как вы разговариваете с людьми и
формулируете свои вопросы, могут получаться совершенно разные
картины. В связи с этим весьма важно научиться видеть сложные
вопросы глазами других людей.
Сланцевый газ служит хорошей иллюстрацией данной пробле-
мы. Ученые хотят понять, приведет ли добыча сланцевого газа к за-