Стр. 179 - 01

Упрощенная HTML-версия

Апрель, 2015
Правовой режимАрктического региона в контексте военно-политического...
177
В.В.Путин ранее отмечал, что геополитические интересы страны он
связывает с Арктическим регионом. Именно в нем обеспечивается
безопасность и обороноспособность России
47
.
Вопросы, посвященные защите национальных интересов на Се-
вере, также поднимались и в ходе заседаний Совета безопасности
(СБ) Российской Федерации. В 2008 году, выступая на одном из
этих заседаний, тогдашний глава государства Д.А.Медведев заявил,
что Россия обязана принять все необходимые меры для защиты на-
циональных интересов страны в Арктике
48
. В том же году СБ Рос-
сии принял важный документ «Основы государственной политики
РФ в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу»
49
.
Арктическая стратегия до 2020 года может быть поделена на три
этапа
50
:
1. Первый этап (2008-2010 гг.) представлял собой объективное
обоснование претензий РФ на арктическую территорию с помощью
собранных научных данных. Были приложены усилия РФ по расши-
рению возможностей международного сотрудничества в регионе.
Начата реализация инициатив по созданию портовой инфраструкту-
ры, высокотехнологичных промышленных кластеров и особых эко-
номических зон в северных регионах России.
Это время было достаточно успешным. России удалось провес-
ти множество научных исследований, разработать программы по
строительству северных арктических портов, а также программы
по привлечению инвестиций в арктические районы страны. Кроме
того, Россия была инициатором подписания арктическими государ-
ствами 29 мая 2008 года Илулиссатской декларации. Согласно этому
документу, все арктические страны подтверждают, что арктическая
территория является регионом, на который распространяется суве-
ренитет и исключительное право только пяти стран. Таким образом,
вышеуказанным странам удалось изолировать регион от других за-
интересованных субъектов международных отношений.
2. Второй этап (2011-2015 гг.) является активной фазой усилий
РФ для международно-правового признания арктических границ и
увеличения конкурентоспособности в рамках добычи и транспор-
тировки арктических природных ресурсов. В этом контексте крайне
важное значение приобретает развитие транспортной и коммуника-
ционной инфраструктур для осуществления судоходства по СМП.
3. Третий этап (2016-2020 гг.) предусматривает преобразование
территории Крайнего Севера в ведущую ресурсную базу России.