Стр. 177 - 01

Упрощенная HTML-версия

Апрель, 2015
Правовой режимАрктического региона в контексте военно-политического...
175
действие в 1994 году Конвенции ООН по морскому праву, что заста-
вило северные державы активизировать деятельность в отстаивании
суверенитета над спорными территориями
39
.
В этой связи в 2005 году канадский министр национальной обо-
роны У.Грэм посетил Россию. Со своим российским коллегой
С.Ивановым он обсудил перспективы взаимодействия сторон в реги-
оне. На переговорах У.Грэм отметил, что таяния льдов на Севере зна-
чительно способствуют сближению позиций двух стран в отношении
дальнейшего сотрудничества в Арктике
40
.
Особого внимания в военно-политической стратегии Канады в Ар-
ктическом регионе заслуживает документ под названием «Белая кни-
га по внешней политике», опубликованный в апреле 2005 года. В этой
книге традиционно определяется внешнеполитический курс страны
41
.
Она состоит из основного (обобщающего) раздела в 30 страниц и че-
тырех глав: «Дипломатия», «Оборона», «Развитие» и «Торговля».
В данном случае наибольший интерес представляет раздел, по-
священный развитию вооруженных сил Канады и проблеме обес-
печения безопасности и суверенитета канадской части Арктики
42
.
Так, документ предписывал ВМС Канады ужесточить контроль над
арктическими территориями, на которые распространяется морская
юрисдикция страны, а также расширить свое присутствие в отда-
ленных районах канадской части Арктики
43
.
Однако ведущие канадские эксперты в области военно-полити-
ческих проблем и международного права (М.Байерс, Р.Хьюберт,
Ф.Гриффитс) не были согласны с позицией государства, которое
активно выступало за сохранение суверенитета и осуществление
контроля над арктическими водами. По их мнению, сотрудничество
на этом направлении должно быть построено на взаимодействии с
Соединенными Штатами.
В 2007 году Канада четырежды провела военные маневры в Ар-
ктическом регионе с участием всех подразделений вооруженных
сил. Так, подразделение канадских рейнджеров патрулировало не
только сушу, но и прибрежные зоны. Кроме того, вскоре канадская
администрация в целях защиты национальных интересов в регионе
приняла решение о патрулировании реки Маккензи и проведении
службой береговой охраны Канады военных учений в море Бофор-
та. Впоследствии меры по осуществлению контроля над районами
Крайнего Севера были закреплены в Стратегии обороны Канады
44
,
согласно которой в регионе должны присутствовать локальные во-