Стр. 120 - 01

Упрощенная HTML-версия

«Международная жизнь»
Джон Локленд
118
Десять лет назад в Риге Президент США Джордж Буш довольно
точно выразил это негативное чувство: «Ялтинские соглашения уна-
следовали несправедливую традицию Мюнхена и пакта Молотова -
Риббентропа. Снова получилось так, что никто не учитывал свобо-
ду малых стран, когда договаривались правительства сверхдержав.
Эта попытка принести свободу в жертву стабильности разделила
континент и дестабилизировала его. Несвобода, в которой оказались
миллионы жителей Центральной и Восточной Европы, стала одной
из величайших исторических несправедливостей»
1
.
Таким образом, о конференции в Ялте вспоминают как о боль-
шом зле, которое государства причинили народам. Не буду останав-
ливаться на откровенно антиисторической природе высказываний
Президента Буша: ему следовало бы знать, что события, положив-
шие начало холодной войне, начали происходить по меньшей мере
спустя год после февраля 1945 года. Фултонская речь прозвучала
в 1946 году. Блокада Берлина и Пражский переворот - это события
1948 года. НАТО была создана в 1949 году. При этом так называе-
мое «Соглашение о процентах», то есть договоренность о разделе-
нии Европы на сферы влияния, было достигнуто в Москве в октя-
бре 1944 года.
Мне же кажется интересным содержащаяся в этом негативном
суждении о «Ялте» презумпция эгоизма и цинизма держав. Буш, как
и многие другие, утверждает, что сфера международных отношений
должна быть подчинена универсальной либеральной идеологии.
Согласно такой примитивной схеме, геополитика - это плохо, а иде-
ология - хорошо.
Действительно, Дж.Буш часто заявлял, что для защиты амери-
канской свободы необходимо ее распространение по всему миру.
В его второй инаугурационной речи были такие слова: «Выжива-
ние свободы в нашей стране все больше зависит от того, насколь-
ко успешно она приживается в других странах»
2
. Это заявление в
традициях школы «открытых дверей» в американской дипломатии,
самым видным представителем которой считается Уильям Эпплман
Уильямс (1921-1990 гг.). Главным в данной доктрине, согласно Уи-
льямсу, является убежденность в том, что другие народы не могут
решить свои проблемы и улучшить свою жизнь до тех пор, пока
не пойдут по американскому пути
3
. В последнее время это учение
вполне эксплицитно развивает Джо Байден, действующий вице-
президент США. «Пока вы не поймете, как жить вместе по нашему