«Международная жизнь»
            
            
              Геннадий Гатилов
            
            
              10
            
            
              
                А.Оганесян:
              
            
            
              В последние годы много говорилось о реформиро-
            
            
              вании ООН - как самой организации, так и Совета Безопасности, - о
            
            
              стремлении сделать ее более эффективной и значимой структурой. Как,
            
            
              на ваш взгляд, может быть реформирована ООН? И нужно ли ее ре-
            
            
              формировать на самом деле?
            
            
              
                Г.Гатилов:
              
            
            
              Вопрос о реформировании ООН встал сразу же по-
            
            
              сле создания Организации. И разговоры на этот счет ведутся до сих
            
            
              пор. Конечно, общая ситуация в мире меняется. С момента создания
            
            
              Организации появилось множество государств: первоначально их
            
            
              было 54, сейчас - 193. Меняются и внешнеполитические задачи. Все
            
            
              это требует, чтобы Организация адекватно реагировала на происходя-
            
            
              щие в мире процессы, чтобы в ней отражались интересы всех госу-
            
            
              дарств. С этой точки зрения Организация должна быть живым орга-
            
            
              низмом, остро и быстро реагирующим на происходящие изменения
            
            
              в мире. Но надо посмотреть, каковы должны быть цели этих реформ.
            
            
              С нашей точки зрения, цели должны быть такими, чтобы Органи-
            
            
              зация обязательно помогала решению данных проблем. Но когда гово-
            
            
              рят о реформе ООН, то прежде всего имеют в виду реформу ее Совета
            
            
              Безопасности. Эта тема постоянно на слуху, она обсуждается в Орга-
            
            
              низации. Уже последние 16 лет идут дискуссии по этому поводу в рам-
            
            
              ках Генеральной Ассамблеи ООН. Существует так называемая группа
            
            
              открытого состава, которая периодически обсуждает эту проблему. Но
            
            
              пока никакого общего согласия в отношении какого-либо варианта из-
            
            
              менения структуры, членского состава Совета Безопасности нет. Дело
            
            
              в том, что там сталкиваются интересы и противоречия нескольких
            
            
              групп государств. Если говорить обобщенно, то двух групп: тех, кото-
            
            
              рые выступают за создание дополнительных мест постоянных членов
            
            
              в Совете Безопасности, и тех, которые считают, что Совет надо расши-
            
            
              рить только в категории так называемых непостоянных членов.
            
            
              Среди тех, кто ратует за расширение постоянных членов, лидера-
            
            
              ми являются Германия, Япония, Бразилия, Индия и поддерживаю-
            
            
              щие их государства. А среди другой группы, которая называет себя
            
            
              как объединившаяся ради консенсуса, тоже солидные представите-
            
            
              ли. Туда входят Испания, Италия, Аргентина и Пакистан - те стра-
            
            
              ны, которые вносят большой вклад в работу Организации: и в ми-
            
            
              ротворческую деятельность, и в разрешение конфликтов, и в другие
            
            
              сферы приложения усилий Организации. Поэтому здесь происходит
            
            
              противостояние двух солидных групп государств.