Апрель, 2015
В.М.Молотов и советская дипломатия во время Второй мировой войны
107
после первой, катастрофически складывавшейся недели войны
(28 июня пал Минск, а через день во вражеское окружение попали
основные силы Западного фронта) Молотов проявил столь необхо-
димую инициативу по образованию ГКО. Вместе с приглашенными
в его кремлевский кабинет Г.М.Маленковым и Л.П.Берией он об-
судил замысел создания чрезвычайного органа власти, после чего
идея была вынесена на суд Сталина, уединившегося в этот день на
«ближней даче», и получила у вождя полное одобрение.
Еще ранее Молотов вошел в состав образованной на второй день
войны Ставки Главного Командования (с 8 августа 1941 г. - Став-
ка Верховного Главного Командования) - органа стратегическо-
го управления Вооруженными силами. По свидетельству маршала
Г.К.Жукова, «он почти всегда присутствовал в Ставке, когда рассма-
тривались оперативно-стратегические и другие важные вопросы.
Между ними [Молотовым и Сталиным] нередко возникали разно-
гласия и серьезные споры, в ходе которых формировалось правиль-
ное решение»
16
.
Члены ГКО, продолжая выполнять основную служебную на-
грузку, получали значительные дополнительные обязанности. На
Молотова постановлением ГКО от 4 февраля 1942 года был воз-
ложен «контроль за исполнением решений» по производству тан-
ков
17
. А в конце года в соответствии с постановлением ГКО от
8 декабря 1942 года он вошел в состав Оперативного бюро ГКО -
наряду с Маленковым, Берией и Микояном. К ведению ОБ был
отнесен «контроль и наблюдение за текущей работой», а также
составлением и исполнением планов производства и снабжения
наркоматов оборонной промышленности, путей сообщения, чер-
ной, цветной металлургии, электростанций, угольной и химиче-
ской промышленности
18
.
Перераспределение полномочий коснулось и членов Совнар-
кома СССР. 16 августа 1942 года Молотов был утвержден первым
заместителем председателя СНК «по всем вопросам работы СНК»,
а чуть позднее и председателем Бюро СНК
19
. В ведение БСНК пе-
редавались рассмотрение и утверждение «народнохозяйственных
планов (планов производства и снабжения), государственный бюд-
жет и кредитование всех отраслей народного хозяйства, а также ор-
ганизация работы наркоматов, не вошедших в сферу руководства
ГКО - машиностроительных наркоматов, наркоматов по строитель-
ству и производству строительных материалов, пищевой и легкой