«Международная жизнь»
            
            
              Юрий Рубцов
            
            
              104
            
            
              и «он является для советского правительства новым». Иначе говоря,
            
            
              никакими конкретными решениями он руки советской дипломатии
            
            
              связывать не стал, приняв предложение Риббентропа продолжить
            
            
              дальнейший обмен мнениями через послов в Москве и Берлине.
            
            
              Чтобы устранить или хотя бы отдалить опасность агрессии, со-
            
            
              ветское руководство, всесторонне взвесив все «за» и «против», пош-
            
            
              ло на то, что согласилось «в основном принять проект пакта четырех
            
            
              держав» (Германии, Японии, Италии и СССР) «об их политическом
            
            
              сотрудничестве и экономическом взаимопонимании», то есть вклю-
            
            
              читься в новый раздел «сфер влияния». Об этом Молотов сообщил в
            
            
              Берлин через германского посла Ф.Шуленбурга 25 ноября. При этом
            
            
              согласие было обставлено рядом неприемлемых для Гитлера усло-
            
            
              вий, вроде требования вывода немецких войск из Финляндии или
            
            
              обеспечения безопасности СССР в средиземноморских проливах
            
            
              путем заключения пакта взаимопомощи между СССР и Болгарией
            
            
              и организации военной и военно-морской базы СССР в районе Бос-
            
            
              фора и Дарданелл на началах долгосрочной аренды. Такой тактиче-
            
            
              ский ход, по мнению советской стороны, позволял обеспечить сво-
            
            
              боду рук и вместе с тем сохранял возможность предотвращения или
            
            
              хотя бы оттягивания момента нацистской агрессии на более поздний
            
            
              срок. Однако ответа из Берлина не последовало: Третий рейх уже
            
            
              сделал свой выбор в пользу войны против СССР.
            
            
              При анализе линии поведения Молотова в ходе переговоров с
            
            
              нацистской верхушкой возникает естественный вопрос о степени
            
            
              его самостоятельности. Отвечая на него, следует исходить из не-
            
            
              скольких соображений. Молотов вплоть до назначения наркомом
            
            
              не имел дипломатического опыта, минимально общался с ино-
            
            
              странными представителями, не говорил в достаточной степени
            
            
              ни на одном европейском языке. Особенно вначале это не могло не
            
            
              сказываться на его деятельности. По оценке ветерана дипломати-
            
            
              ческой службы В.В.Соколова, «В.М.Молотов, придя в Наркомин-
            
            
              дел, соблюдал крайнюю осторожность, стремясь согласовывать с
            
            
              И.В.Сталиным все возникавшие вопросы. Считая себя политиком,
            
            
              он к дипломатической деятельности не готовился, иностранными
            
            
              языками не владел…»
            
            
              10
            
            
              .
            
            
              Нельзя сбрасывать со счетов режим авторитарной власти в СССР,
            
            
              при котором все сколько-нибудь значимые решения, в том числе в
            
            
              сфере внешней политики, принимал лично вождь. Сталин «не толь-
            
            
              ко определял основные направления внешней политики страны, но