Стр. 160 - V

Упрощенная HTML-версия

Виктория Уколова, ПавелШкаренков
158
«Международная жизнь»
анализ предваряется осмыслением и пояс-
нением концептов и терминов, являющих-
ся опорными для понимания рассматрива-
емого круга проблем.
Исторически сложилось так, что в рос-
сийской традиции государство выступа-
ло как определяющий фактор целостно-
сти страны, ее безопасности и развития.
В свою очередь, геополитическое положе-
ние России, которая в своей истории ока-
залась в позиции своеобразного моста и
щита между Азией и Европой, обусловило
неизбежность постоянных и разнообразных
контактов и взаимодействий с различными
народами, этносами, государственными
образованиями. С момента своего возник-
новения Русское государство было полиэт-
ническим. Территориальное расширение
России на различных этапах ее истории
также приводило к включению в ее состав
сопредельных земель и народов. Судьбо-
носное значение имело то, что государству
удавалось поддерживать жизнеобеспечива-
ющее равновесие между столь отличными
друг от друга этносами и народами, интегри-
руя их в относительно устойчивую систему.
И если политика есть искусство государ-
ственного управления и комплекс средств
и механизмов достижения и удержания
власти, то национальная политика, являю-
щаяся частью политики государственной,
представляет собой умение объединять
различные народы, этнические общности в
единую целостность, при этом осуществляя
защиту их прав и сохранение их языковой
и культурной самобытности.
Концептуализируя русскую националь-
ную политику, следует обратить внимание
на то, как может сочетаться толерантность
по отношению к различным национальным
субъектам с обоснованием и утверждением
российской идентичности. Ю.А.Булатов по-
ясняет: такое положение возможно, так как
Россия представляет собой не только много-
национальное государство, но и отдельную
самодостаточную, по-своему уникальную
цивилизацию, обладающую собственной
логикой развития. Особенность российской
идентичности заключается в том, что в про-
цессе своего формирования она обосновы-
валась не только этнически, географически
или с позиции государства, но прежде всего
являлась ценностно-нормативной, можно
сказать, в определенном смысле идеокра-
тической, будучи неразрывно связанной
с православием. Неслучайно положение
подданного вплоть до революции 1917 года
определялось не по этническому, а по кон-
фессиональному признаку. В России право-
славие было ведущей конфессией, но в це-
лом и государство, и православная церковь
проявляли веротерпимость по отношению к
другим вероисповеданиям не сектантского
толка, присущим народам и этносам, жив-
шим на территории страны.