Стр. 73 - V

Упрощенная HTML-версия

Март, 2017
Приоритеты и изъяны одного великого проекта
71
др.) и «новую» Европу. Расширение ЕС на Восток сопровождалось
не только появлением в его составе множества экономически отста-
лых регионов, но и увеличением числа государств с существенными
внутренними различиями.
На этом фоне усиливаются позиции представителей тех общест-
венных сил, политических и государственных деятелей, аналитиков
и ученых, которые говорят об ошибочности непродуманного и без-
оглядного расширения Союза. Как утверждал, например, бывший
Президент Франции В.Жискар д’Эстен, безграничное расширение
ведет к «концу Европейского союза»
6
. В этом смысле можно согла-
ситься с генеральным секретарем Совета Европы Т.Ягландом, по
мнению которого «существует Европа, но она состоит из разных ча-
стей и отличается от страны к стране многополярностью»
7
. Этими
реалиями можно объяснить дискуссии и споры о системных харак-
теристиках Евросоюза. Некоторые авторы убеждены в том, что речь
идет о федерации, другие - о конфедерации. Бывший председатель
Европейской комиссии Ж.Делор не без оснований назвал Евросоюз
«неопознанным политическим объектом». По мнению немецкого
исследователя В.Хольштейна, «ЕС не федерация и не конфедерация.
Это законодательный и конституционный гибрид»
8
.
С учетом этих реалий можно утверждать, что настоящего един-
ства Европы в том виде, в каком оно представлялось инициаторам
политической интеграции с прицелом на создание сверхгосударст-
ва в форме Соединенных Штатов Европы или в каком-либо ином
схожем формате, пока что не получается. Как не прослеживаются
сколько-нибудь серьезные признаки, которые свидетельствовали бы
о стремлении народов региона отказаться от своего исторического
наследия, государственного суверенитета и национальной идентич-
ности. Было бы наивно предполагать, что, во всяком случае в обо-
зримой перспективе, большинство французов, англичан, немцев,
поляков и др. легко откажутся от этих ценностей и предпочтут на-
зывать себя исключительно гражданами Евросоюза.
В принципе, трудно ожидать, что интеграционная группировка
с численностью населения более 0,5 млрд. человек и общим ВВП
свыше 19 трлн. долларов будет представлять собой однородное по-
литическое, тем более социокультурное и политико-культурное про-
странство. При каждом обострении тех или иных более или менее
острых проблем все отчетливее возникают разговоры о желатель-
ности и даже необходимости исключения той или иной страны не