Стр. 64 - V

Упрощенная HTML-версия

«Международная жизнь»
Василий Лихачев
62
соотечественников, проживающих в государствах - участниках СНГ,
в образовательной, языковой, социальной, трудовой, гуманитарной
и иных сферах; перевод в юридически обязывающую форму поли-
тических деклараций о неделимости безопасности вне зависимости
от членства государств в военно-политических союзах; совершен-
ствование договорно-правовой базы взаимодействия с Евросоюзом;
обеспечение соблюдения НАТО принципов и норм международно-
го права, в частности в рамках Основополагающего акта о взаим-
ных отношениях, сотрудничестве и безопасности между Россий-
ской Федерацией и Организацией Североатлантического договора
от 27 мая 1997 года, непризнание РФ экстерриториального осущест-
вления США своей юрисдикции вне рамок международного права;
достижение на международно-правовой основе всеобъемлющего,
справедливого, долгосрочного урегулирования арабо-израильского
конфликта во всех его аспектах; политическое решение ситуации в
Сирийской Арабской Республике на основе резолюций Совета Без-
опасности ООН и другие приоритеты.
Подчеркивая актуальность и содержательность новой Концепции
внешней политики Российской Федерации, следует обратить внима-
ние на такую, в принципе, новеллу документа, как отражение в нем
ряда вопросов, относящихся к международно-правовой субъектнос-
ти государств и международных организаций. Ее появление неслу-
чайно. Ведь совершенно очевидно, что, с одной стороны, развитие
международного права требует эффективной политической воли его
основных субъектов, согласования их позиций, некоего правотвор-
ческого единства. С другой стороны, конфликты, коллизии, разло-
мы, которые существуют в современном миропорядке и на которые
четко указывает Концепция-2016, также связаны с проявлениями
(субъективными, агрессивными, алогичными) воли отдельных госу-
дарств или группы государств. Подтверждение тому - внешняя поли-
тика стран «золотого миллиарда», с присущими ей элементами эго-
изма, юридического нигилизма, отказа от императивов Устава ООН,
общепризнанных принципов международного права.
Естественно, российский документ не мог не отреагировать на
эти тенденции. В итоге в нем появились реально важные положе-
ния. Среди них - определение существенных факторов влияния
государств на международную политику (военная мощь, экономи-
ческие, правовые, технологические, информационные и др.); ука-
зание на навязываемые извне идеологические ценности и рецепты