«Международная жизнь»
Василий Лихачев
58
приоритетов. С этой точки зрения российский документ сущест-
венно позитивно отличается от аналогичных актов зарубежных го-
сударств, включая США и членов Европейского союза. Главный и
отправной лейтмотив закреплен в п. 21 концепции: «Россия прово-
дит самостоятельный и независимый внешнеполитический курс, ко-
торый продиктован ее национальными интересами и основой кото-
рого является безусловное уважение международного права». Этот
креативный и прагматичный тезис раскрывается в ней посредством
разнообразного терминологического и нормативно-практического
лексикона.
Глоссарий включает, в частности, такие конструкции, как об-
щепризнанные принципы и нормы международного права, ме-
ждународные договоры, конвенции и соглашения, верховенство
международного права, эффективная защита прав и законных
интересов российских граждан и проживающих за рубежом со-
отечественников, Устав ООН, нормы и принципы Всемирной
торговой организации, прочная правовая база международной
антитеррористической коалиции, международная легитимность,
международная законность, добросовестное соблюдение между-
народно-правовых обязательств, правовые основы межгосудар-
ственных отношений, прогрессивное развитие международного
права и его кодификация, единообразное толкование и примене-
ние международных договоров ООН, правовые основы режима
нераспространения ядерного оружия, нормы международного
морского права, общепризнанные стандарты в области прав че-
ловека, всеобъемлющее выполнение государствами - участника-
ми СНГ обязательств в рамках региональных интеграционных
структур, Устав Организации Черноморского экономического
сотрудничества, законодательное обеспечение внешнеполитиче-
ского курса страны и выполнения международных обязательств
Российской Федерации.
Следующий значимый блок Концепции внешней политики
2016 года - представление в ней на деле контуров специфической
Национальной программы совершенствования и эффективного при-
менения международного права. Блок имеет исключительное зна-
чение. Он ориентирован на оптимизацию правового регулирования
международных отношений, повышение качества международного
нормотворчества, гармонизацию национальных и международных
систем, преодоление накопившихся в последних «критической мас-