Стр. 38 - V

Упрощенная HTML-версия

«Международная жизнь»
Борис Зарицкий
36
21 из 30 компаний, входящих в ведущий немецкий биржевой ин-
декс DAX. В 2013 году выручка этих концернов на российском рын-
ке составила 22 млрд. евро, в 2014-м снизилась до 19 млрд. евро, а в
2015 году упала до 15 млрд. евро.
Потери ощутимые, но не критические, если учесть, что в годовом
обороте 30 лидеров немецкого крупного бизнеса доля России в среднем
составляет около 2%. Тем не менее зарабатывать прибыль в России ста-
новится все труднее. Если в 2012 году норма операционной прибыли
(EBIT) концернов из индекса DAX достигала в России в среднем око-
ло 10%, год спустя снизилась до 7%, то в 2014 году она составляла уже
только 4%, а в 2015-м упала до 2,8%. Правда, есть исключения. У неко-
торых немецких предприятий, которые сделали ставку на развитие про-
изводства в самой России, прибыльность бизнеса существенно выше.
Но даже те крупные компании, которые работают сейчас в России с
убытками, не собираются сворачивать здесь свой бизнес. Все они раз-
рабатывают различные антикризисные стратегии в надежде на лучшие
времена. Одна из них - снижение издержек, в том числе путем сокра-
щения штатов. Некоторые компании переходят на неполную рабочую
неделю. Другие изучают возможности использования развернутых в
России производственных мощностей для выпуска товаров не для вну-
треннего рынка, а на экспорт, чему способствует низкий курс рубля.
Однако не у всех компаний такой запас прочности, как у гигантов
немецкой индустрии. По данным Российско-Германской внешнеторго-
вой палаты (РГВТП), количество немецких фирм, представленных на
российском рынке, сократилось с 6 тысяч до 5583. Руководители толь-
ко 16% из них в 2015 году были довольны финансовыми результатами
своего бизнеса в России
4
.
Во второй половине 2016 года настроения заметно изменились.
Похоже, немецкие предприниматели постепенно адаптируются к из-
менившимся условиям ведения бизнеса в России и вновь готовы вкла-
дывать капиталы в российскую экономику. Согласно данным опроса,
проведенного РГВТП осенью 2016 года, 22% топ-менеджеров немец-
ких компаний планируют локализовать свое производство в России в
течение ближайших 12 месяцев, а 72% намерены вложить дополни-
тельные средства в уже действующие производства
5
.
Данные Бундесбанка подтверждают, что речь идет не только о пла-
нах. После почти трехкратного падения инвестиций в 2014 году гер-
манские компании вложили в России 1,78 млрд. евро в 2015 году,
а за девять месяцев 2016 года объем прямых инвестиций из Герма-