«Международная жизнь»
Борис Зарицкий
34
Поскольку Россия экспортирует в Германию в основном энергоно-
сители, то сокращение экспорта в денежном выражении объясняется
прежде всего падением цен на нефть и газ. Сокращение поставок в
Россию из ФРГ - это результат снижения физических объемов. В Рос-
сию идет сегодня менее 2% немецкого экспорта.
Многое из происходящего можно списать на счет «санкционной
войны». Так, например, Германия была долгие годы главным по-
ставщиком машин и оборудования на отечественный рынок. В свою
очередь, для немецких производителей машиностроительной техни-
ки Россия к 2013 году превратилась в четвертый по значимости по-
сле Китая, США и Франции рынок сбыта с объемом продаж свыше
8 млрд. евро в год. Ситуация радикально изменилась после введения
Евросоюзом секторальных санкций против России. Под запрет попа-
ли не только поставки в рамках военно-технического сотрудничества
(первой «жертвой» этого решения стал концерн «Rheinmetall», кото-
рый вынужден был приостановить оснащение центра обучения по
подготовке военнослужащих в Мулине Нижегородской области), но и
экспорт товаров двойного назначения, а также оборудования для неф-
тегазового сектора. Для ряда российских банков и компаний был пе-
рекрыт доступ на рынок капитала. В результате экспорт машиностро-
ительной продукции из Германии в Россию в 2014 году сократился на
17%, в 2015-м - еще на 27%, за первое полугодие 2016 года - «только»
на 5%. В списке наиболее значимых рынков сбыта Россия опустилась
с четвертого на десятое место.
Однако санкции - это только одна сторона медали. Не менее зна-
чимую роль в сокращении двустороннего товарооборота сыграли
экономический спад в России, волатильность валютного курса, ухуд-
шение финансового положения российских компаний и, как следст-
вие, снижение спроса на импортную продукцию как в корпоративном
секторе, так и домашних хозяйствах. Именно эти факторы решаю-
щим образом повлияли на падение продаж на российском авторынке:
в 2014 году оно составило 10,3%, в 2015-м - 35,7%, а за 11 месяцев
2016 года - еще 12%. Пострадали как экспортеры, так и иностранные
компании, имеющие производственные мощности в России.
Обвальный спад затронул практически всех производителей, но по-
разному сказался на продажах разных моделей. У немцев в наиболее
сложном положении оказался концерн «Volkswagen Group»: объем про-
даж в России под брендом VW сократился в 2015 году на 39%, «Skoda»
продала автомобилей на 35% меньше, «Audi» - на 25%. У BMW ре-