Стр. 19 - V

Упрощенная HTML-версия

Март, 2017
Турция: в поиске точек опоры
17
Изменения всегда даются болезненно. При этом, как нас учили,
попытки как-то изменить внутреннюю жизнь неизбежно сказыва-
ются и на внешней политике не только в выдвижении концепций, но
и практическом плане - в виде смены акцентов, некоторых ориенти-
ров, приоритетов и друзей. Но, думаю, не ошибусь, если скажу, что
Р.Эрдоган не осуществляет какой-то волюнтаристский курс, напро-
тив, он опирается на те веяния, которые формируются в современ-
ном турецком обществе, на те слои населения, которые нацеливают-
ся на изменения в турецкой политике.
Два вопроса возникают в процессе трансформаций. Есть ли яс-
ные представления у самих турок на этот счет? И второй - насколь-
ко силен потенциал перемен? Пока же, несмотря на решение вопро-
са с военными в пользу президента, чаша весов все-таки колеблется.
Виктор Надеин-Раевский:
Вообще-то я не раз говорил о
турецкой «перестройке». Как мне представляется, по сути - идеоло-
гической перестройке. Это характеристика, имеющая принципиаль-
ное значение, и без ее осмысления крайне трудно выстраивать как
внешнеполитическую стратегию России в регионе, так и прогнози-
ровать развитие двусторонних отношений.
Первое и самое главное, что хотелось бы отметить, - это то, что
образованным туркам всегда нравился японский пример: взять на
вооружение западные технологии и систему организации экономи-
ки и при этом сохранить свои национальные особенности, не рас-
творяясь в «западном образе жизни» и не копируя слепо то, что
противоречит национальным чертам турок. Именно эту идею ис-
пользовал Фетхуллах Гюлен - на настоящий момент главный про-
тивник Эрдогана - изменить страну через образование. За послед-
ние 20-25 лет благодаря этим программам выросло целое поколение
образованных турок. Образовательные структуры Гюлена давали
хорошую подготовку в изучении иностранных языков, точных наук.
В истории, общественных науках - это обычные мифологизирован-
ные турецкие штампы с налетом пантюркизма.
Главное, что добились реформаторы, - это обозначили фактиче-
ский отказ от идейного наследия Ататюрка - переход от госсобствен-
ности к свободному рынку в экономике, отказ от лаицизма - отделе-
ния религии и ее институтов от государства в пользу исламизации
страны, уменьшения влияния армии на политику страны, некоторый