Стр. 91 - V

Упрощенная HTML-версия

Март, 2016
Как далеко намерена продвинуться НАТО?
85
вий за пределы «зоны ответственности» в постбиполярный период
превратилась в структуру с глобальными претензиями. Наступа-
тельный характер НАТО может поставить под угрозу международ-
ную безопасность и вызвать негативные политические последствия.
В этом плане воссоединение Крыма с Россией обладает особым зна-
чением: оно вновь утверждает роль России в мировом балансе сил,
рассеивает какие бы то ни было сомнения относительно многопо-
лярного характера мировой системы и устанавливает предел гегемо-
нистскому проекту США.
Инициативы НАТО в Южной Америке и присутствие ее воору-
женных сил на юге Атлантики представляют собой еще один фак-
тор глобальной нестабильности. Все три отмеченные в этой статье
вопроса, связанные с НАТО и отношением этого блока к Южной
Америке, являются предметом озабоченности и критики со сторо-
ны Бразилии и других южноамериканских стран, которые заинте-
ресованы в реализации регионального оборонного интеграционно-
го проекта. Результаты экспансионизма НАТО на востоке Европы
известны.
В случае с Южной Америкой пока еще скрытое присутствие
НАТО требует других параметров анализа. Доктрина реализма учит,
что, когда угрозе подвергаются оборона и безопасность государств,
они начинают стремиться к увеличению своей обороноспособно-
сти (Моргентау, 1948 г.). В частности, действия НАТО в Южной
Америке могут вызвать озабоченность стран региона состоянием
своей безопасности в плане увеличения расходов на оборону с не-
предсказуемыми последствиями для регионального равновесия сил
(Моргентау, 1948 г.). Заметим, что документ «NATO 2020: Assured
Security; Dynamic Engagement» отмечает возможность непосредст-
венного участия НАТО в делах Латинской Америки и Карибского
региона в случае чрезвычайных гуманитарных обстоятельств: «Кро-
ме как в исключительном случае гуманитарного кризиса, трудно
предвидеть прямое действие НАТО в этом регионе»
38
. Однако чем
ближе НАТО подходит к Южной Америке, тем больше риска для
регионального равновесия сил и стабильности субсистемы южно-
американской безопасности.
Проект НАТО не соответствует интересам стран Южной Амери-
ки по двум серьезным причинам. Во-первых, потому что как потен-
циальное присутствие вооруженных сил внерегиональных держав
на южноамериканском пространстве, так и вступление какой-либо