Стр. 175 - V

Упрощенная HTML-версия

Март, 2016
Нашближайший союзник: опыт государственности и развития
169
на стыке двух цивилизаций - восточноев-
ропейской православной и западноевро-
пейской католической. Республика, счита-
ет ее министр иностранных дел Владимир
Макей, состоялась как суверенное и
независимое государство с эффективно
функционирующими институтами власти
и устойчивой общественно-политической
системой (с. 8). И, очевидно, недалек от
истины белорусский социолог Александр
Данилов, отметивший ее среди стран пе-
реходного ареала как одно из немногих
государств на постсоветском пространст-
ве, где налажена достойная жизнь, утвер-
жден закон и порядок (с. 10). Причину по-
добного он усматривает в трезвомыслии
белорусов, которые не пошли на поводу
дешевых посулов, а также в уважении к
народному мнению (все судьбоносные
решения принимаются на всенародных
референдумах). И, конечно, то, что Пре-
зидент Беларуси Александр Лукашенко за
20 лет не потерял способности слышать
голос своего народа, готов говорить с
ним на самые сложные темы. Жизненный
опыт приучил его к самостоятельности,
а стиль руководства, основывающийся
на равноудалении от своих подчиненных
и требовании от них образцового испол-
нения своих обязанностей, достоин быть
примером (с. 15).
Исторически на территории современной
Беларуси складывалась общность славян-
ских и балтских народов. При этом, пишет
член Совета Республики Игорь Марзалюк,
в период Киевской Руси она являлась ча-
стью общей колыбели современных бело-
русов, украинцев и русских (великороссов)
(с. 19). Но оформление языкового свое-
образия, единой этнической территории
произошло уже позже, во время вхожде-
ния белорусских земель в Великое кня-
жество Литовское (ВКЛ), которое, по сути,
и стало великим благодаря этому вхожде-
нию. В то время Вильно был значительно
более сильным центром в сравнении с
Полоцком и Смоленском. В границах ВКЛ
сформировался весь белорусский этногра-
фический массив, а православие не стало
препятствием в языковой дифференциа-
ции между предками нынешних белорусов
и великороссов. Само название «Белая
Русь» несло религиозно-православный
аспект. Белый цвет означал и чистый от
латинства и ассоциировался с производи-
тельной силой (с. 34). Отступление литов-
ского языка, полонизация и католизация
середины XVII века наложили свой отпеча-
ток на белорусов, равно как и последовав-
шая в начале 1920-х годов деполонизация.
Практически же курс на союз с Россией в
качестве оптимального геополитического
выбора был сделан в конце XIX века как
здоровый синтез европейского Востока и