Стр. 33 - V

Упрощенная HTML-версия

Март, 2015
Россия, Китай и новый мировой порядок
31
в целях избежания общих для сторон негативных последствий в
мировой экономике и политике. Поэтому в определенных, хотя и
фрагментарных аспектах и ракурсах концепция «G-2» может быть
реализована для выработки совместных подходов к разрешению
двусторонних и глобальных финансово-экономических проблем, ре-
гиональных и локальных кризисных и конфликтных ситуаций.
Выступая 10 ноября 2014 года в Пекине, Президент США Ба-
рак Обама призвал Китай «участвовать в установлении мирового
порядка», а не в его «подрыве». А один из ведущих американских
стратегов Зб.Бжезинский считает, что надо идти дальше и фор-
мализовать американо-китайское партнерство в «Тихоокеанском
акте». «Китай понимает, что нет больше гегемона, на котором ле-
жала бы вся ответственность за поддержание глобальной стабиль-
ности. Мы должны разделить обязательства. Только две самые
большие и влиятельные державы смогут установить мировой по-
рядок, в который будут включены и другие страны», - заявил Бже-
зинский в интервью «The WorldPost» (делая при этом оговорку,
что «было бы хорошо, если бы и Россия приняла участие в укре-
плении стабильности»)
8
.
В России считают, что улучшение двусторонних американо-ки-
тайских отношений не угрожает российским экономическим и гео-
стратегическим интересам, а, напротив, создает новые (и в перспек-
тиве более благоприятные) условия для их защиты и продвижения.
Любые многосторонние структуры диалога и сотрудничества с уча-
стием КНР и США в АТР и за пределами региона, которые предпо-
лагают участие нашей страны, укрепляют позиции России и дают
новые инструменты ее дипломатии.
Опыт Евро-Атлантического региона показывает, что механизм
СБСЕ оказался весьма пригодным и эффективным (а также сравни-
тельно долговременным и малозатратным) как рамочная структура
диалога различных по идеологии двух мировых систем и регулиро-
вания биполярной конфронтации. Можно понять разочарование в
СБСЕ и особенно в ОБСЕ тех, кто связывает их деятельность с по-
следовавшим за этим распадом СССР и исчезновением мировой со-
циалистической системы.
Однако китайская экономика, демонстрирующая устойчивость и
уверенные темпы роста, закрепляет лидирующую роль КПК в поли-
тической системе Китая и не дает оснований для прогнозов об эво-
люции КНР в обозримой перспективе в сторону западной модели.