Стр. 28 - V

Упрощенная HTML-версия

«Международная жизнь»
Михаил Титаренко, Владимир Петровский
26
Напоминают о себе и определенные действия, направленные на
ревизию и произвольное толкование базовых норм международ-
ного права, на подрыв принципа суверенитета и территориальной
целостности государств, права народов на самостоятельный выбор
общественной системы и пути развития. Некоторые силы пытают-
ся воспрепятствовать объективным изменениям в мировом балансе
экономического и политического влияния.
Г.Киссинджер в своей новой книге «Мировой порядок» констати-
рует: «Ливия охвачена гражданской войной, армии фундаментали-
стов строят самопровозглашенный халифат в Сирии и Ираке, а мо-
лодая демократия Афганистана - на грани паралича. К этим бедам
добавилось возобновление напряженных отношений с Россией, в то
время как обещания сотрудничества с Китаем вступают в противо-
речие с публичными обвинениями в адрес его руководства. Концеп-
ция порядка, лежавшая в основе современной эпохи, не выдержи-
вает новых реалий… огромные регионы мира никогда не разделяли
западную концепцию порядка и лишь вынужденно соглашались с
ней… Порядок, провозглашенный и установленный Западом, подо-
шел к поворотному моменту».
Мнение Киссинджера по этому вопросу, безусловно, заслуживает
внимания. Он обусловливает это несколькими фундаментальными
причинами:
«Во-первых, сама природа государства - этой базовой формаль-
ной ячейки мирового сообщества - подверглась многочисленным
попыткам ревизии. Европа решила, что переросла старое понятие
государства с его независимостью и суверенным правом, и взялась
строить внешнюю политику преимущественно на принципах «мяг-
кой силы»… Столкновение между мировой экономикой и политиче-
скими институтами, которые якобы ею управляют, также приводит
к потере чувства общей цели, что необходимо для мирового поряд-
ка. Экономика становится все более глобальной, а политическое
устройство по-прежнему основано на национальном государстве…
Третья слабость нынешнего мироустройства - в отсутствии эффек-
тивного механизма взаимодействия, консультаций и возможного со-
трудничества между великими державами по наиболее важным во-
просам мировой повестки дня»
1
.
Однако Г.Киссинджер забывает еще об одном важном факто-
ре - стремлении США укрепить свою гегемонию и политику пря-
мого вмешательства, «право» на устранение неугодных режимов и