Стр. 133 - V

Упрощенная HTML-версия

Март, 2015
Особенности развития мировых культур в эпоху глобализации
131
да, у них есть достаточные экономические и административные
возможности для поддержки национальных культур и создания
для них максимально комфортной конкурентной среды в условиях
глобализации.
По этой причине экспансия западной культуры не привела к
культурной унификации и разрушению национальной идентично-
сти в упомянутых странах даже в условиях глобализированного
информационного пространства. Речь скорее может идти о куль-
турной гибридизации, или смешении различных культур без поте-
ри собственного лица. Причем этот процесс очевидно носит разно-
векторную направленность - в условиях увеличения миграционных
потоков и роста национальных диаспор их воздействие на некогда
монолитную западную идентичность также заметно возросло.
Процесс внешней культурной экспансии не всегда приводит к го-
могенизации. Наоборот, все чаще он сопровождается социокультур-
ным размежеванием между западным центром и периферией, в том
числе внутри западных сообществ. При этом локальные культуры
проявляют высокую жизнестойкость и сопротивляемость, упорно
не желая превращаться в американское или западное подобие.
В таком ключе, к примеру, мыслит французский социолог М.Го-
дельер, отмечающий, что американские стандарты не поглощают
национальные культуры, которые если и копируются, то лишь ча-
стично и выборочно. При этом оптимальным многими странами
признается выбор (порой неосознанный) в пользу золотой середи-
ны, когда на национальную почву ложатся очевидные достижения
западной цивилизации, без которых невозможна модернизация.
Здесь особенно важна ответственная политика правительств, кото-
рые должны следить за тем, чтобы «прививка западных стандар-
тов не нанесла ущерб развитию национальной культуры и иден-
тичности»
10
.
Для последних десятилетий все более характерным стало пре-
сыщение от американо-европейской культуры, на фоне которого
наблюдается небывалый подъем традиционных культур. Он про-
исходит в связи с ростом рыночных потребностей в неевропей-
ской продукции, прорывом на мировые рынки этих товаров, кото-
рые успешно конкурируют с западными. Примером может служить
кино- и музыкальная индустрия стран Азии и Латинской Америки.
Так, на японском телевидении, где недавно доминировали амери-
канские развлекательные программы, эти шоу сейчас составляют