Стр. 86 - V

Упрощенная HTML-версия

«Международная жизнь»
Алексей Моисеев
84
тическое влияние в богатом природными ресурсами регионе, в част-
ности в рамках Арктического совета*.
Кроме этого, необходимо учитывать, что 11 января 1993 года ми-
нистры иностранных дел Дании, Финляндии, Норвегии, Швеции,
Исландии, России подписали Декларацию о сотрудничестве и взаи-
модействии в Баренцевом Евро-Арктическом регионе - так называе-
мую Киркенесскую декларацию, в которой сформулирована концеп-
ция «Баренцева сотрудничества». Целью сотрудничества является
содействие устойчивому развитию региона, двустороннее и много-
стороннее взаимодействие в области экономики, торговли, науки и
техники, лесного хозяйства, экологии, энергетики, инфраструктуры,
Северного морского пути, молодежной политики, образования и
культурных обменов, туризма, здравоохранения, а также реализации
проектов, направленных на улучшение положения коренного насе-
ления Севера
15
.
Швеция располагает наиболее мощным военным ресурсом среди
всех скандинавских государств, что может использоваться для укре-
пления ее политических позиций в Арктике.
Исландия
- самое маленькое арктическое государство, она не
имеет прямого выхода к Северному Ледовитому океану, но занима-
ет активную позицию в регионе и регулярно проводит различные
мероприятия и конференции по арктическим вопросам. На терри-
тории Исландии располагаются секретариаты двух рабочих групп
Арктического совета - по охране арктической флоры и фауны и по
охране морских экосистем Арктики.
Приоритеты Исландии связаны с защитой окружающей среды и
северных морей, поддержкой приполярных научных исследований
и международного сотрудничества. Исландия исходит из того, что
широкое таяние льдов в Арктике приведет к появлению альтерна-
тивных морских северных путей для нефтяных и грузовых судов из
Европы в Азию и Америку, широкомасштабной разработке энерго-
ресурсов Арктики, а также к увеличению угроз для экологии. Ис-
ландия подтверждает готовность принять участие в составлении
*
Отсутствие прямого выхода к Арктике стало причиной международного скандала в 2010 г., когда канад-
ское правительство отказалось приглашать Швецию, Финляндию и Исландию на переговоры по разви-
тию Арктики. Обеспокоенные возможным усилением влияния Канады при отсутствии ряда скандинав-
ских государств США потребовали обязательного присутствия всех участников Арктического совета.