Стр. 71 - V

Упрощенная HTML-версия

Февраль, 2016
Безопасность Арктики: международно-правовые позиции
69
точках» и т. д. С точки зрения скандинавских государств объеди-
нение позволит сделать более эффективными их действия с целью
сдерживания России, США и Канады, в отношении роста влияния
которых в регионе существуют обоснованные опасения.
Государства - члены НАТО ведут постоянную работу по совер-
шенствованию способности своих воинских подразделений дейст-
вовать в северных широтах, периодически проводят многотысяч-
ные учения типа «Джойнт Винтер» (Joint Winter) и «Нордик Пис»
(Nordic Peace), совершенствуют военную инфраструктуру, при под-
держке авиации и военных кораблей НАТО осуществляют постоян-
ное патрулирование приграничных с Россией районов. Усиливается
военная активность и на Шпицбергене, где расположена телеметри-
ческая станция, подключенная к системе альянса. В ближайших во-
дах архипелага боевые самолеты НАТО отрабатывают боевые зада-
чи в условиях Крайнего Севера.
Присутствие военного фактора НАТО в Арктике, в зоне мирного
сотрудничества и экономической кооперации, вызывает дополни-
тельные вопросы. Еще до украинского кризиса, на протяжении по-
следних десятилетий, характер взаимоотношений между Россией и
НАТО и так складывался как «сложное партнерство» через подъемы
и падения. НАТО по отношению к России всегда предпочитала рабо-
тать в формате «закрытого клуба», не информируя о своих перспек-
тивах трансформации и планах численного расширения. При этом
по отношению к другим государствам НАТО действует в соответст-
вии с так называемым «принципом открытых дверей» и расширяет-
ся в направлении постсоветского пространства. Альянс не проявляет
готовности учитывать интересы безопасности России; соизмерять
свои намерения использовать силовой потенциал с основными прин-
ципами международного права; предсказуемо взаимодействовать с
ООН и другими международными организациями; соизмерять и со-
гласовывать направления и масштабы расширения сфер интересов
НАТО за пределы традиционных зон ответственности и безопасно-
сти, включая вопросы присутствия в Арктике, а также энергетиче-
скую безопасность, киберпреступность, продовольственную без-
опасность; пересматривать подходы к ст. 5 Вашингтонского договора
1949 года о создании НАТО, связанной с «коллективной обороной»
против «советской угрозы», и др.
Озабоченность со стороны России, естественно, связана с усиле-
нием угроз по мере продвижения НАТО на Восток, к российским