Стр. 66 - V

Упрощенная HTML-версия

«Международная жизнь»
Алексей Моисеев
64
сурсов также подталкивает военно-политическое руководство ряда
зарубежных государств к необходимости активной разработки новых
стратегий продвижения своих национальных интересов в зоне Арк-
тики. Эти стратегии охватывают все ключевые сферы внешнеполити-
ческого регулирования - от научных исследований и мирного освое-
ния арктических вод до планирования широкомасштабных военных
мероприятий в районах Северного Ледовитого океана. За последние
годы морские экспедиции в Арктике проводили США, Норвегия, Ка-
нада, Дания, Исландия, Швеция, Финляндия, Китай и др.
Как известно, Арктика занимает одну шестую часть поверхности
Земли, две трети ее приходятся на Северный Ледовитый океан и се-
верные моря, большая часть которых несудоходны, поскольку покры-
ты льдом. В Арктике расположены исключительные экономические
зоны восьми арктических государств: России, Дании, Исландии, Ка-
нады, Норвегии, США, Финляндии и Швеции, которые пересекаются
с пространством Арктики, ограниченным с юга Северным полярным
кругом (66°33′ с. ш.). На недра Арктики за пределами 200 морских
миль* могут претендовать пять государств - Дания, Канада, Норве-
гия, Россия, США, что вызывает понятную озабоченность не только
у других арктических государств, но также и у неарктических госу-
дарств, например Китая, Южной Кореи, Японии и др.**
Основополагающим международным договором, который опре-
деляет порядок использования морских территорий в настоящий мо-
мент, включая аспекты добычи нефти, газа или других природных
ресурсов, является Конвенция ООН по морскому праву 1982 года
(Конвенция). Она, как известно, определяет такие важные вопросы,
как правовой режим морских вод и исключительных экономических
зон вблизи национальных границ, юрисдикция в отношении конти-
нентального шельфа, статус архипелагов, порядок транзитного про-
хода, глубоководная разработка морского дна, защита окружающей
*
Юридическое «расширение» континентального шельфа имеет отношение только к участкам морско-
го дна, включая океанические шельфы и материковые склоны, и не создает основания для расширения
исключительной экономической зоны - толщи воды, свыше 200 морских миль, за которой лежит откры-
тое море, за пределами юрисдикции какого-либо государства, где «все государства… пользуются… сво-
бодами судоходства и полетов, прокладки подводных кабелей и трубопроводов и другими правомерны-
ми с точки зрения международного права видами использования моря…» (ст. 58 Конвенции). Согласно
Конвенции, для того чтобы какое-либо государство могло заняться добычей на государственном конти-
нентальном шельфе, ему необходимо спрашивать разрешение у прибрежного государства.
**
О своем желании вести разработку арктического шельфа заявили более 20 государств.