Стр. 22 - V

Упрощенная HTML-версия

«Международная жизнь»
Глеб Ивашенцов
20
Индия, как и Россия, - федеративное государство. Предусмо-
тренное Конституцией Индии разделение полномочий централь-
ных и местных властей наглядно подтвердило свою эффективность
на протяжении более 60 лет. К сожалению, никто из творцов наше-
го Основного закона, списанного в 1993 году практически под ко-
пирку с французского, Конституцию Индии наверняка даже не смо-
трел. А там множество интересных моментов, адаптация которых к
российским условиям могла бы предотвратить не один внутрирос-
сийский конфликт.
Взять, к примеру, такой насущный для России вопрос, как ар-
мейская реформа и создание профессиональных вооруженных сил.
У распорядителей российских финансов постоянный аргумент: про-
фессиональная армия - слишком большая роскошь для России. Но
Вооруженные силы Индии, кстати, по численности и боевой мощи
- третьи или четвертые в мире, сформированы из контрактников.
Может быть, стоит изучить, как индийский бюджет выдерживает
подобные расходы.
В начале 1990-х годов наши страны практически одновременно
приступили к экономической либерализации. ВВП Индии с тех пор
дважды удвоился. Реформы в Индии не носили характера «шоковой
терапии». Там не было, например, обвальной приватизации пред-
приятий госсектора. Был сохранен государственный контроль над
банковской системой. В собственности государства остались энер-
гетика и военно-промышленный комплекс. Примечательно, что из
семи индийских компаний, входящих в список крупнейших компа-
ний мира Fortune Global 500, лишь две относятся к частному секто-
ру, пять - компании госсектора
30
.
НА ЧТО ДЕЛАЕТ СТАВКУ ИНДИЯ
Нью-Дели неизменно подчеркивает свою установку на «привиле-
гированное стратегическое партнерство» с Россией. И этому доста-
точно оснований - глобального и регионального порядка.
Для Индии неприемлем однополюсный мир, ибо она сама стре-
мится стать одним из мировых лидеров в качестве ведущей силы,
пусть на первом этапе на пространстве от Суэца до Сингапура. На-
иболее важные и сложные вопросы внешней политики Индии каса-
ются отношений с Китаем и Пакистаном, с которыми страна имела