Стр. 118 - V

Упрощенная HTML-версия

«Международная жизнь»
Дина Гильмутдинова,
Лилия Р
омадан
116
нейтралитет, неприменение силы, получают в ряде случаев иную
трактовку, что приводит к обвинениям в адрес миротворцев и,
как результат, к подрыву авторитета самой Организации.
Одной из современных тенденций, активно поддерживаемых
государствами, выступающими за «усиление» мандатов мирот-
ворческих операций ООН (в первую очередь США, Великоб-
ритания, Канада, Австралия, большинство стран ЕС), является
чрезмерное заострение внимания на защите гражданских лиц как
первостепенной задаче миротворцев. Под эту цель учреждаются
мандаты миротворческих миссий, ответственность за реализа-
цию данной задачи распространяется не только на военных, но и
на полицию и гражданские компоненты миссий. Таким образом,
на сегодняшний день в 10 из 16 действующих ОПМ ООН защита
гражданского населения считается практически основополагаю-
щей обязанностью миротворцев
5
. Делается акцент на «силовые»
мандаты, повышение оперативной готовности миротворцев с
«применением всех необходимых средств», то есть наделяющих
правом превентивно применять силу и проводить целевые насту-
пательные операции.
При этом сторонниками данного подхода к миротворчеству
фактически игнорируется тот факт, что главная ответственность
лежит на национальных правительствах тех стран, где развер-
нута соответствующая миссия, а деятельность международного
сообщества должна быть направлена лишь на содействие прини-
мающей стороне, исходя из обозначенных национальным прави-
тельством приоритетов.
Набирает обороты тенденция трактовки концепции защиты
гражданского населения и в более широком контексте - «ответст-
венности по защите» - для оправдания вмешательства, в том чи-
сле силового, во внутренние дела государств. Несмотря на то что
для урегулирования ситуации в ряде государств действительно не-
обходимо «усиление» мандатов, автоматизма, на наш взгляд, при
принятии Советом Безопасности решений о развертывании мирот-
ворческих миссий быть не должно. Каждая ситуация в отдельно
взятой стране, переживающей конфликт, имеет свою специфику.
При этом чрезмерное использование силы миротворцами чревато
большими издержками, включая нанесение вреда имиджу ООН.
Для реализации данной задачи в ущерб поиску миротворцами
ООН политических компромиссов в целях урегулирования кон-