Стр. 10 - V

Упрощенная HTML-версия

«Международная жизнь»
Глеб Ивашенцов
8
одержала Бхаратия джаната парти (БДП), или Индийская народная
партия (так ее название переводится на русский язык), основой иде-
ологии которой служит Хиндутва - национализм, основанный на ре-
лигиозных традициях индуизма.
Успеху БДП и ее лидера Нарендры Моди, занявшего пост премь-
ер-министра Индии, способствовал целый ряд факторов объектив-
ного и субъективного характера. Представляется, что обращение к
индуистскому фундаментализму для составляющих более 80% на-
селения Индии последователей индуизма прозвучало своего рода
ответом на усиление проявлений исламского радикализма в сопре-
дельных Индии регионах, да и в мусульманской общине самой Ин-
дии, занимающей по численности мусульманского населения третье
место в мире после Индонезии и Пакистана.
Но главную роль, судя по всему, сыграло то, что в последние
годы развитие индийской экономики начало буксовать - прирост
ВВП, составлявший 7-8% на протяжении всех нулевых лет, посте-
пенно сократился до 4,7% в 2013-2014 финансовом году
11
. Для ре-
шения стоящих перед страной задач Индии был нужен новый че-
ловек, способный исправить такое положение как за счет свежих
идей, так и административного опыта. И такой человек капитанами
индийского бизнеса был найден в лице харизматичного Н.Моди,
который за 13 лет пребывания на посту главного министра штата
Гуджарат сделал его экономически наиболее успешным в Индии.
Именно крупный национальный капитал выступил главным спон-
сором избирательной кампании партии БДП и лично Н.Моди с
расчетом на то, что он распространит приобретенный в Гуджарате
удачный опыт на всю Индию.
Став во главе правительства Индии, Н.Моди решительно взялся
за дело. Был инициирован развернутый комплекс амбициозных про-
грамм развития страны, прежде всего кампания «Делай в Индии»
(Make in India), нацеленная на превращение Индии в мировой про-
изводственный цех по аналогии с Китаем.
«Делай в Индии» дополняется программами «Квалифициро-
ванная Индия» (Skilled India), предусматривающая профессио-
нальную подготовку кадров современной экономики, «Цифровая
Индия» (Digital India), согласно которой планируется подклю-
чить к Интернету 250 тыс. деревень (по данным на 2011 г., все-
го их в стране 641 тыс.) и снабдить доступом к Wi-Fi столько же
школ к 2019 году
12
, «Умные города» (Smart Cities), по которой в