Стр. 117 - 01

Упрощенная HTML-версия

«Международная жизнь»
Глеб Ивашенцов
116
говли и др. По сути, китайские предложения относительно госу-
дарств северного побережья Индийского океана во многом сов-
падают с тем, чем занимаются в применении к своему региону
участники форума Азиатско-Тихоокеанского экономического со-
трудничества (АТЭС).
Весомым вкладом в укрепление экономической интеграции ин-
доокеанских стран, а также развитие их торговых связей с государ-
ствами Евразийского экономического союза и Западной Европы
стало бы создание международного транспортного коридора (МТК)
«Север - Юг», начинающегося от иранского порта Бендер-Аббас на
берегу Индийского океана и через территорию Ирана, Закавказье и
Среднюю Азию по обеим сторонам Каспия выходящего на Россию,
Москву и Санкт-Петербург, а оттуда - в Скандинавские страны и Се-
верную Европу. Межправительственное соглашение о МТК «Север
- Юг» было подписано в 2000 году между Россией, Ираном и Инди-
ей. К настоящему времени к соглашению присоединились Азербай-
джан, Армения, Беларусь, Казахстан, Оман и Сирия. Перспектив-
ность развития коридора «Север - Юг» была отмечена участниками
Четвертого саммита глав прикаспийских государств, прошедшего
29 сентября 2014 года в Астрахани.
Развитие «Морского шелкового пути» призвано придать новые
импульсы деятельности региональных экономических объедине-
ний, таких как Ассоциация регионального сотрудничества Южной
Азии (СААРК), Организация экономического сотрудничества (ОЭС),
Международная организация группы стран Южной и Юго-Восточ-
ной Азии, расположенных на побережье Бенгальского залива Ин-
дийского океана (БИМСТЕК) и др., которые могли бы стать стро-
ительными блоками для более широкой азиатско-тихоокеанской
архитектуры безопасности.
В этой связи стоит особо выделить Шанхайскую организацию
сотрудничества (ШОС), в число членов которой входят Россия и
Китай, а статус наблюдателей имеют такие страны бассейна Индий-
ского океана, как Индия, Пакистан, Иран и Афганистан.
Морская доктрина Российской Федерации определяет в каче-
стве долгосрочной задачи на индоокеанском региональном на-
правлении проведение целенаправленного курса на превращение
Индийского океана в зону мира, стабильности и добрососедства.
Поддержка инициативы «Морского шелкового пути» отвечает вы-
полнению этой задачи.